Елизавета Васильева: «Когда решили поехать в Китай, нас назвали психами»
Доехать из Днепра на велосипедах до Китая? «Неужели правда?» – подумали мы, читая в Интернете путевой дневник молодой семейной пары. Елизавета и Андрей вместо классических комфортных поездок выбрали автостоп и каучсерфинг и уже объездили половину Европы. А в прошлом году на велосипедах за четыре месяца они преодолели 5300 км до Поднебесной. Трудные и практически безысходные ситуации в пути сейчас вспоминают с улыбкой. Впечатляющими историями поделилась с «Вістями» Елизавета Васильева.
ТРОПА ИАКОВА
– Странствовать автостопом и на велосипеде решится далеко не каждый. Как это было у вас с супругом?
– Раньше у нас был стереотип, что путешествовать по Европе и миру очень дорого. Но однажды посмотрели в YouTube лекцию путешественника Антона Кротова, который попробовал такой вариант поездок еще в 90-х годах, объездив на попутках уже полмира. Это вдохновило нас проехать автостопом по Европе. А осенью 2014-го мы прошли пешком знаменитую тропу святого Иакова, которая включена в наследие ЮНЕСКО. За 26 дней преодолели 800 км от юга Франции до севера Испании. Ночевали в основном в палатке, иногда в хостелах и у каучсерферов. А в феврале прошлого года начали готовиться к велопутешествию…
– Что появилось раньше: любовь к велосипеду или к путешествиям?
– Сперва – к путешествиям, а потом уже к велосипеду. Мы осознали, что на поезде, самолете и автостопом слишком много интересного пропускаем. Идти же пешком – очень медленно. Велосипед – именно то, что нужно. Тренировались сначала в черте города, затем поехали в Запорожье, на следующий день – обратно. Максимальной стала однодневная 130-километровая поездка Днепр-Петриковка-Днепр. Осознав, что мы физически и психологически готовы, начали планировать велопоездку по Европе, однако возникли проблемы с визами. И тут появилась новая идея – Китай. Так, 14 июля прошлого года отправились в путь.
ОПАСНАЯ ТРАССА
– Тернист ли был ваш путь в Поднебесную?
– Перед поездкой никто в нашу затею не верил. Говорили, что это невозможно, называли нас психами. Родные очень переживали… Сложных и, на первый взгляд, безвыходных ситуаций было немало. Случалось, что думали: это тупик. Но через час-другой все менялось в лучшую сторону. Помню, когда ехали по Казахстану, я серьезно простудилась. Было холодно и началась очень разбитая дорога. Решили попробовать остановить фуру. Хотя такой транспорт, вопреки стереотипу, очень редко берет попутчиков, нам повезло. В Зауралье в августе шел мокрый снег. Ехать еще было терпимо, а вот спать – очень холодно. Впрочем, плохая погода длилась недолго.
– Интересуясь километражем, многие люди забывают о том, что на пути бывают затяжные подъемы, разбитый асфальт, бездорожье, встречный и боковой ветер… Какой максимум в день вы проезжали? И где был самый тяжелый отрезок пути?
– Максимум – 162 км. Все вышеперечисленные факторы нас сопровождали часто (улыбается). Самой сложной оказалась трасса М5 на Урале. На узкой дороге, проходящей по горному массиву, нередко случаются аварии, авто слетают с обрыва. Мы даже стали свидетелями того, как легковушка врезалась в фуру.
– Где останавливались на ночлег?
– Чаще в палатках, иногда дома у каучсерферов. Порой сложно было определиться с местом для палатки. Это вызывало разногласия между нами. Я не хотела тратить время и предлагала остановиться неподалеку от дороги. Супруг же очень заботился о безопасности и уговаривал забраться куда-нибудь подальше в лесополосу. Однажды это сыграло с нами злую шутку. В Белгородской области мы забрели в дебри. Ночью прошел дождь, превратив чернозем в вязкую грязь. Нам пришлось три километра до трассы тянуть велосипеды на себе. А потом возвращаться за баулами. Мой – 10 кг, у мужа – в два раза тяжелее. Сами понимаете, в каком виде мы оттуда выбрались (смеется). А в Башкирии около продуктового магазина пригласил к себе переночевать велосипедист Рузель. Наши рассказы вдохновили его на путешествия. Позже писал нам, что со знакомой поехал автостопом в Грузию.
БЮДЖЕТ ПОЕЗДКИ
– А когда живете у каучсерферов, готовите им что-нибудь вкусненькое?
– Конечно! Наше традиционное блюдо – украинский борщ. И хозяева обычно вкусностями угощают. Одна девушка оказалась профессиональным дизайнером тортов, и встречала нас вкуснейшей выпечкой. Благодаря каучсерфингу, мы познакомились с огромным количеством интересных людей.
– А какие меры безопасности принимали? Бывали откровенно рискованные ситуации?
– Из общения с путешественниками мы вынесли: больше всего неприятностей случаются с теми, кто берет с собой средства обороны. Мы же всегда полагаемся на интуицию и здравый смысл. Единственный рискованный случай был, когда мы еще автостопили. По пути из Польши в Германию пересадка происходила в таком месте, где крайне мало машин, и мы рисковали долго там простоять. Распивающие пиво мужчины малоприятной внешности предложили нас подвезти. Мы сперва отказались, но шанса уехать могло не быть еще долго. Уже в дороге начали допрашивать адрес девушки, к которой мы едем. Пришлось соврать, что встречаемся с ней у моста. Убедились, что внешность – обманчива, когда один из поляков хотел нас высадить у поворота. Водитель ему ответил: «Нет. Мы должны их довезти. Моей дочери 18 лет. Я как представлю, что она так путешествует…»
– Подсчитывали бюджет поездки?
– Дорога до Китая обошлась в 700 долларов. 200 из них ушли на визы и 200 – на ремонт велосипедов. К примеру, у Андрея постоянно лопались спицы. Оказалось, что слишком мягкий обод – пришлось заменить.
ЗОНА КОМФОРТА
– Чем занимались более полугода в Китае?
– Мы с супругом подрабатывали учителями английского в Гуанчжоу. Я – в детском саду, Андрей – в начальной школе. Сейчас в Китае дефицит преподавателей, а ставится задача, чтобы новое поколение владело международным языком. В сравнении с уроками, которые мы проводили в Днепре, намного эффективнее занятия без знания общего языка. Когда дети что-то не понимают, им приходится самим искать ответы. В Китае нам понравилось, поэтому планируем работать там еще минимум год.
– Жизнь в Поднебесной сильно отличаются от нашей, в Украине?
– В Китае все по-другому. К примеру, у большинства сотрудников любых учреждений есть дневной сон. Для этого – специальные комнаты с матрацами. У жителей Поднебесной другое понимание зоны комфорта. Для них вполне приемлемо жить вдесятером в квартире, и не потому, что нет денег. В Китае принято заботиться о старшем поколении. Местные работают с максимальной самоотдачей и очень любят конкурировать. А самое главное их хобби – еда. Из необычных блюд – фазаны, павлины, змеи и даже собаки. Так как мы с Андреем вегетарианцы, сложно было привыкнуть к запахам около киосков. Также китайцы стараются вести здоровый образ жизни, особенно в пожилом возрасте. Каждое утро и вечер занимаются гимнастикой цигун во дворах и парках. Бывает, танцуют с веерами или мечами.
– Обычно в крупных городах можно встретить людей, которые выглядят неординарно…
– И Гуанчжоу – не исключение. Сорокалетний мужчина, глава крупной компании, может в пижаме в горошек отвести ребенка в детсад, а потом надеть деловой костюм. Также вне зависимости от пола и возраста китайцы носят яркую одежду с рюшами, помпонами и надписями Hello Kitty.
ЕКАТЕРИНА ЧЕРЕДНИЧЕНКО,
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЕЛИЗАВЕТЫ ВАСИЛЬЕВОЙ


