Федерико Феллини: сегодня 100-лет со дня рождения великого режиссера

От художника и клоуна — до классика неореализма. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения итальянского кинорежиссера, классика неореализма и авторского кино Федерико Феллини.

Феллини с детства проявил страсть к сочинительству, проводил много времени, изготавливая костюмы и маски для театральных представлений, а также разрисовывал кукол. В 1937—1939 годах Феллини работал во Флоренции художником комиксов, где курировал собственные рубрики, публикуя свои иллюстрированные юмористические рассказы.

Карьера Феллини как киносценариста началась благодаря знакомству с режиссером Стефано Ванциной. Он участвовал в написании сценариев ряда комедийных фильмов, позднее выступая как соавтор-кинодраматург.

Знакомство в 1945 году с Роберто Росселини, «отцом неореализма», повлияло на мировоззрение и будущее творчество Феллини.

НВ STYLE вспоминает список выдающихся фильмов итальянского режиссера, а также некоторые факты из его жизни.

Фильмы Феллини

В 1944 году после знакомства с Росселини Феллини стал его ассистентом. Их совместной работой стал сценарий к фильму «Рим — открытый город» (1945). После выхода этой картины Феллини получил известность как драматический сценарист. Затем он написал сценарии к фильмам «Дорога надежды» (1950) Пьетро Джерми, «Без жалости» (1948) Альберто Латтуада и «Закрытые жалюзи» (1951) Луиджи Коменчини.

Первой режиссерской работой Феллини стал фильм «Огни варьете» (1950), снятый вместе с Альберто Латтуадой. А в 1952 году вышла первая самостоятельная лента Белый шейх.

Мировую известность режиссеру принесли фильмы «Дорога» (1954) и «Ночи Кабирии» (1957). Обе картины в 1957 и 1958 году получили премию Оскар, как лучшие фильмы на иностранном языке.

В 1960 году картине «Сладкая жизнь» присудили Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. В этом фильме актер Вальтер Сантессо сыграл роль фотографа Папараццо, имя которого стало нарицательным. На премьере этого фильма в Капитоль де Милан один из зрителей плюнул режиссеру в лицо. Утверждают, что в тот вечер он и Мастроянни едва избежали линчевания. Героя Марчелло называли пьяницей, развратником, тунеядцем. Недовольные предлагали уничтожить киноленту, а Феллини лишить итальянского гражданства. Успех «Сладкой жизни» у демократических слоев Италии и за рубежом сделал ленту символом великой эпохи в итальянском кино.

«Восемь с половиной» (8 ½, 1963) с автобиографическими аллюзиями в образе режиссера в исполнении Марчелло Мастроянни обновил киноязык и повлиял на несколько поколений кинематографистов мира. Название фильма обозначает его порядковый номер в фильмографии Феллини — он к тому времени снял 6 полнометражных фильмов, 2 короткометражных фильма и совместный фильм с режиссером Альберто Латтуада «Огни варьете» (полфильма). Картина получила премию Оскар как лучший фильм на иностранном языке.

Кинолента «Дорога» — один из самых знаменитых фильмов Федерико Феллини, снятый в 1954 году в стилистике неореализма. В главной роли Феллини снял свою супругу Джульетту Мазину, для которой это была первая значительная роль.

Начиная с картины «Джульетта и духи» (1965), Феллини все фильмы снимал в цвете, создавая красочный полуфантастический мир, связанный не столько с окружающей действительностью, сколько с детским и мифологическим сознанием. Фильм «Джульетта и духи» был задуман для Джульетты Мазины и о Джульетте Мазине. Это фильм о свободе личности, об освобождении женщины от деспотизма мужчины.

«Намерение фильма в этом отношении состоит в том, чтобы возвратить женщине ее подлинную независимость, ее бесспорное и неотъемлемое достоинство. Свободный мужчина не может отказывать в этом свободной женщине. Женщина не должна быть ни мадонной, ни орудием наслаждения, и еще меньше — служанкой», — говорил сам Феллини о своей ленте. Фильм не вызвал особого восторга ни у критиков, ни у зрителя. А самому Феллини принес немало хлопот: налоговые органы обвинили его в финансовых нарушениях. Суд постановил, что он должен доплатить в кассу государства $200 тысяч.

В 1987 году Федерико Феллини снял фильм «Интервью» — попурри на собственные кинематографические темы.

В 1992 году по версии авторитетного Британского института кинематографии стал режиссером номер один ХХ столетия.

Женщина Феллини

Осенью 1943 года Феллини женился на Джульетте Мазине, исполнительнице роли Паллины на радио в написанных им скетчах, брак с которой знаменовал их полувековое творческое сотрудничество.

Феллини приписывали множество любовниц, но официальных данных ни об одной из них нет. Между тем, в 1994 году на презентации автобиографического романа «Виды любви» голландская писательница Розита Стенбек заявила, что состояла в отношениях с режиссером. Розита действительно была знакома с Феллини и Мазиной. И даже сыграла эпизодическую роль в фильме «Джинджер и Фред».

Итальянцы восприняли откровения Стенбек как оскорбление национальной святыни.

Цитаты Феллини

  • «Чем больше ты стремишься подражать действительности, тем скорее скатишься к подделке. В этом смысле чёрно-белая гамма дает более широкий простор фантазии».
  • «Критиковать — не значит уничтожать, а значит поставить вещь на принадлежащее ей место в ряду других вещей».
  • «Нет конца. Нет начала. Существует только страсть жизни».
  • «Другой язык — это другой взгляд на жизнь».
  • «Режиссер — это непосредственно Колумб. Он хочет открыть Америку, а вся команда хочет домой».
  • «Молодые люди не знают, чего хотят, но полны решимости добиться этого».
  • «Счастье состоит в том чтобы всегда говорить правду, не причиняя никому боли».
  • «Мне нравится верить во все, что стимулирует фантазию и помогает воспринимать окружающий мир и жизнь в более привлекательном или, во всяком случае, более соответствующем моему образу жизни свете».
  • «Разве святой Франциск не называл себя шутом божьим? А Лао-Цзы говорил: «Если ты произвел на свет мысль, подвергни ее осмеянию».
  • «Я почти все себе выдумал: и детство, и черты характера, и ностальгию, и сновидения, и воспоминания. Выдумал, чтобы было о чем рассказывать. От автобиографии в моих картинах нет ничего».

9 интересных фактов о Феллини:

  • Аэропорт в Римини назван в честь Федерико Феллини.
  • У российской рок-группы Сплин, в альбоме 25 кадр (2001 г.), есть песня Феллини (совместно с Би-2), она начинается словами: «В одном из неснятых фильмов Федерико Феллини…».
  • Феллини о своих неснятых фильмах: «Человек, обретающий способность летать, — вот сюжет, страстно интересовавший меня с юности. Даже мальчишкой я думал о том, как было бы здорово взять и полететь. Мне всегда снилось, что я умею летать. Взлетая во сне, я ощущал необыкновенную легкость. Я обожал эти сны. Они приводили меня в экстаз».
  • Феллини после сдачи фильмов в прокат больше никогда их не смотрел.
  • Чтобы уклониться от службы в армии, Федерико приходилось симулировать болезни.
  • Понятие «папарацци» появилось в начале 60-х благодаря Федерико Феллини, сделавшего главным героем своего фильма Сладкая жизнь фоторепортера по имени Папараццо. Прототипом Папараццо был реальный человек — итальянский фотограф Тацио Секкиароли, который первым обратил внимание, что за снимки знаменитостей, застигнутых врасплох, редакторы платят больше.
  • В молодости друзья звали его Ганди за неимоверную худобу.
  • Как-то при Андрее Тарковском Феллини поднял трубку в гостиничном номере и заговорил… женским голосом, от имени прислуги. А на вопрос Андрея ответил, что просто устал общаться от своего имени.
  • Не явился на вручение гран-при Московского МКФ-1963. Его фильм 8 ½ получил главный приз кинофестиваля, но маэстро узнал, что Хрущев уснул на показе — и вместо церемонии уехал на дачу с женой.