Илья Рубинский: «MarsHopper получил название в честь кузнечика»
Недавно в Америке подвели итоги голосования «космического Евровидения» – так ученые уже успели окрестить конкурс NASA SpaceApps Challenge. В этом году в нем приняли участие более 15 тыс. человек из 61 страны мира. Они разработали почти 1200 предложений по покорению Красной планеты. Проект Mars Hopper, представленный украинскими изобретателями, стал лучшим в номинации «зрительские симпатии».Один из участников команды нашей страны, киевлянин Илья Рубинский, эксклюзивно рассказал «Вiстям» о сути разработки молодых ученых, о том, как долго работали над идеей, и что еще его привлекает, помимо космоса.
Статья на Facebook
– Илья, как Вы узнали о конкурсе NASA и как туда попали?
– Один из друзей на Facebook поделился статьей о том, что в Киеве впервые пройдет NASA SpaceApps Challenge. Мне это показалось интересным. Я прошел регистрацию на сайте и зарегистрировался на киевский хакатон.
– А когда в итоге сформировалась украинская команда?
– Мы впервые собрались уже на NASA SpaceApps Challenge. До этого большинство из нас не были знакомы. Костяк участников сформировался на подготовительном мероприятии хакатона BootCamp, где озвучили темы, поделили всех на команды. Несколько человек присоединились к нам уже на самом мероприятии. В команду входят: Николай Денисенко (по образованию – химик-технолог, занимается разработкой мобильных игр); Павел Правдюков (Big Data Engineer, астроном-любитель); Александр Буткалюк (инженер-механик, дизайнер, частный предприниматель); София Буткалюк (ученица лицея, генератор идей); Вячеслав Осауленко (аспирант КПИ, по образованию – физик); Андрей Музыченко (инженер оборудования, преподаватель компьютерных наук). И я – Илья Рубинский – программист по образованию и по сфере деятельности.
– В чем суть вашего изобретения?
– Мы придумали самолет, цель которого – исследовать марсианские полюса и прилегающие территории. В качестве рабочего «тела» он использует сухой лед, который набирает на полюсах Красной планеты во время приземления. С помощью радиоизотопного реактора самолет запасает энергию в CO2, переводя сухой лед в газ, использующийся затем для создания реактивной струи, а также вращения пропеллеров. Такое название аппарат получил, поскольку он периодически приземляется на поверхность, потом снова взлетает, как бы прыгая по планете, как кузнечик. На английском «кузнечик» – «grasshopper». Отсюда и название – MarsHopper.
Главное – успеть
– За какую часть работы Вы отвечали во время создания самолета?
– В первый день хакатона я помогал в разработке компьютерной симуляции полета аппарата, а во второй – работал над презентацией проекта.
– Что за приз вы получили за «Кузнечика»?
– На киевском этапе мы заняли призовое место, которое дало право состязаться дальше. А уже на международном уровне получили первое место в номинации People’s Choice Awards, и теперь нас пригласили посетить запуск ракеты с мыса Канаверал, который состоится в сентябре.
– Во сколько обошлось само изобретение? Как долго трудились над проектом?
– Стоимость изобретения мы еще не подсчитывали. В основном, расходы были на покупку сухого льда и материалы для создания демонстрационной модели самолета. Идея же начала формироваться за три недели до BootCamp, а основная работа по разработке была проведена непосредственно на хакатоне в течение двух дней.
– Что было самым сложным во время работы?
– Нужно было успеть сделать все, что запланировано, за короткий промежуток времени. Это сложнее всего.
– Много ли такие конкурсы дают украинским изобретателям?
– Такие международные хакатоны дают возможность заявить о своей идее на весь мир, расширить свой кругозор и познакомиться с интересными людьми.
– Чем собираетесь заниматься в дальнейшем – ваша команда и Вы в частности?
– Наша команда планирует поддерживать и развивать проект и довести его до реализации.
Водитель троллейбуса
– Илья, почему Вы решили заняться изучением космоса?
– Меня привлекло то, что в разработке проектов для космоса соединились несколько наук: физика, химия, астрономия, компьютеры. Возможность поработать над сложным проектом, где совмещена не одна дисциплина, стала главным мотивирующим фактором. Конечно же, и сама идея международного конкурса мне понравилась.
– А кем хотели быть в детстве? Размышляли о покорении Вселенной?
– Космонавтом в детстве точно быть не хотел. Когда в школе спрашивали, кем собираешься стать, говорил – хорошим человеком. Относительно профессий, то очень нравилось наблюдать за водителем троллейбуса: как он нажимает на кнопки, с каким звуком открываются двери…
Самая красивая
– Хотели бы улететь осваивать Марс?
– Нет. Мне кажется, что при нынешнем уровне развития технологий на Красной планете особо делать нечего. Во-первых, долго лететь; во-вторых, нет гарантий, что экипаж сможет оттуда вернуться. На Земле еще есть много неизученных мест и явлений – нам еще много чего нужно узнать и многому научиться.
– А не отказались бы побывать в невесомости?
– Да, это было бы очень интересно. Космонавты говорят, что наша планета фантастически выглядит из космоса. Если изобретут способ более безопасного и комфортного выхода на орбиту, чтобы человек не испытывал перегрузок, то почему бы и нет.
– Какая планета, на Ваш взгляд, самая красивая и интересная?
– Каждая планета Солнечной системы по-своему уникальна. Но самая красивая, на мой взгляд, – наша Земля. Океаны и суша, через слой атмосферы с облаками выглядят очень красиво. Ночью светятся города – это тоже потрясающе смотрится из космоса.
Джазмен и фан
– Илья, есть ли у вас любимые фильмы или книги о космосе?
– В детстве родители приобрели оксфордскую «Астрономию», и мне очень нравилось читать о звездах, рассматривать фотографии. Из художественной литературы – это Станислав Лем, Рей Брэдбери и Жюль Верн.
– Чем еще увлекаетесь, помимо космических разработок?
– Играю на саксофоне в биг-бэнде «ВЕТО». Играем джаз, и это приносит огромное удовольствие. Люблю читать книги, интересуюсь разработкой программного обеспечения. Также я – футбольный болельщик. Болею за киевское «Динамо», сборную Украины и «Барселону».
Анастасия Нефретова,
фото из архива Ильи Рубинского


