История одного из памятников Днепра: как в городе начался «бронзовый детектив» (Фото)
В последние годы своей жизни светлейший князь Григорий Потемкин все еще лелеял мечту вернуть былое расположение императрицы. Ради этой цели он и заказал берлинским мастерам изготовить ее статую высотой в 4,5 аршина и весом более двухсот пудов, чтобы поразить воображение самодержицы во время ее приезда в Екатеринослав (ныне Днепр) в мае 1787 года. Рассказывает сообщество Екатеринославъ – Днепропетровск.
Но мастера не успели к сроку, и светлейший перестал интересоваться памятником. Статуя, изготовленная в 1788 году, стояла в Германии, пока не была выкуплена за 100 тысяч рублей дедом будущей жены Александра Пушкина Афанасием Гончаровым, для своего имения под Калугой. И в итоге, став никому не нужной, она едва не была переплавлена на литейном заводе Берда. К счастью, статую заметил там Николай I и находившийся в его свите дворянин Любим Коростовцев из Екатеринослава. Благодаря последнему, статую в 1845 году продали екатеринославскому дворянству.
Так начался «бронзовый детектив», продолжающийся до наших дней. Согласно хроникам, памятник был густо испещрен странными символами, знаками и ликами. И за почти сто лет, что он простоял в нашем городе, их так и не смогли расшифровать и идентифицировать. А может, особо и не старались. Не сохранилось ни чертежей памятника, ни крупных снимков покрытой символами нижней части. Поэтому сейчас, по словам старшего научного сотрудника Днепровского национального исторического музея имени Д.И. Яворницкого – Валентины Лазебник, восполнить этот пробел нереально. Как гласит легенда, в этих символах Потемкин зашифровал послание для своей бывшей возлюбленной, которое только она и могла прочесть. Магические письмена были способны вернуть любовь самодержицы, и одновременно обеспечить процветание города. Своеобразный оберег. Это послание, якобы, и стало причиной того, что на бронзовую Екатерину неоднократно покушались.
Установленная изначально перед Преображенским собором, а затем на бульваре Екатерининского проспекта, статуя пропадала дважды. В 1918 году Дмитрий Яворницкий, дабы уберечь реликвию от рук сваливших ее солдат, намеревавшихся скинуть императрицу в Днепр, закопал памятник во дворе музея. Отрыт памятник был лишь в 1925 году, и установлен рядом с «каменными бабами». А во время Второй мировой войны исчез окончательно. Развернулись поиски. Некий литейщик утверждал, будто статую увезли немцы и затем переплавили на одном из своих заводов, что казалось вполне логичным. Но, проштудировав в Киеве список вывезенных из Украины вещей, работники исторического музея имени Д.И. Яворницкого не нашли никакого упоминания о скульптуре Екатерины II.
Говорили также, будто памятник во время оккупации спрятали в подвалах Окружного суда (нынешняя Областная прокуратура), но и этот слух оказался ложным. Раскопанные подвалы были пусты и никаких следов пребывания в них гигантского монумента не содержали. Ходила версия, будто памятник в 1943 году вновь закопали, но кто и где – загадка. А днепропетровец Я.П. Литвинский, принимавший участие в освобождении Праги, уверял, что видел бронзовую императрицу в городе Бенеше (Чехословакия) 11 мая 1945 года. Наконец, нашлись очевидцы, уверявшие, что совсем недавно во время ныряний видели монумент на дне Днепра, куда он упал с моста, когда немцы пытались вывезти его из города. Кузов, не выдержав огромной тяжести разломился, и Екатерина «шагнула» в воду. Там она якобы и лежит до сих пор. Но в каком именно месте, ныряльщики запамятовали.
По фотографиям, открыткам и словесным описаниям, предоставленным по просьбе музея имени Пушкина сотрудниками нашего исторического музея, московский скульптор Ирина Макарова воссоздала утерянную императрицу. Правда, не в натуральную величину (3 метра 20 см.), а высотой всего 60 сантиметров. Зимой 2012 года статуя была выставлена в пушкинском музее, а в декабре 2013 года ее авторская копия (копия копии) прибыла в Днепропетровск на постоянное место жительства. Но поиски оригинала по-прежнему продолжаются.
Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ – Днепропетровск»
по материалам Любови Романчук
и газеты «Днепр Вечерний»