Как будут учиться школьники Днепра в новом учебном году

В связи с карантином прошлый учебный год украинские школьники заканчивали в онлайн-формате. Дети сидели дома и с помощью компьютера осваивали школьную программу, а учителями, которые контролировали процесс, помогали и организовывали «рабочее» место, были родители. Получалось не у всех, поскольку многие, помимо помощи ребенку, имели еще и собственную работу, которую тоже нужно было выполнять, и часто для этого требовался компьютер. Когда наступило лето, многие родители Днепра вздохнули с облегчением, думая, что онлайн-школа для них закончилась, как страшный сон, и уже в сентябре дети сядут за парты. Но в связи с тем, что в Украине эпидемия коронавируса не стихла, а напротив – набирает обороты, многие чиновники вновь заговорили об обучении онлайн.

Родительские трудности

Родителям инициатива снова «посадить» детей на домашнее обучение не понравилась. Сложностей очень много – нужно не просто помочь ребенку усвоить материал, а чаще всего не каждый родитель может быть экспертом в химии, физике, математике или иностранном языке. Надо найти «средство», с помощью которого дите будет обучаться – далеко не у каждой семьи есть возможность купить ему компьютер, провести и оплачивать Интернет. Необходимо контролировать процесс обучения, а как это сделать, когда родители работают? И наконец, как заставить чадо учиться? «Мой ребенок окончил в этом году пятый класс. Домашнее обучение – это было настоящее мучение для нас. Мы с мужем во время карантина работали, поэтому не всегда могли контролировать, чем он занят днем, постоянно звонили ему – проверяли, то он нам звонил – просил что-то объяснить. Но вообще очень сложно заставить ребенка самостоятельно учиться. Ему неинтересно, он не хочет, и как привить этот интерес – мы пока не знаем. К тому же задавали очень много материала по каждому предмету, было сложно», – говорит мама ученика Алексея Виктория. Она очень надеется, что в новом учебном году ее сын все же пойдет в офлайн-школу, и там учителя уже будут объяснять ему материал.

В растерянности и родители первоклашек. Для их детей это первое серьезное и очень важное событие в жизни, от учителя и первых уроков зависит, будет ли ребенок вообще с интересом учиться в школе или нет. Переживают также мамы и папы будущих выпускников – самостоятельно готовиться чаду к ВНО очень сложно.

Качественный урок

Онлайн-обучение создает много возможностей для ученика. Он может лучше и глубже понять материал, легче его усвоить, но при условии, что методы преподавания прогрессивные, а сам ученик имеет доступ к компьютеру либо смартфону, где он сможет прослушать курс лекций.

Но в Украине таких прогрессивных школ очень мало, а школьников, которые могут «присутствовать» на уроке виртуально, и того меньше. Согласно социологическому исследованию Factum Group, по состоянию на III квартал 2019 года только 65% опрошенных украинцев  имели дома Интернет. «С психологической точки зрения еще сложнее – детям не хватает мотивации, чтобы учиться, карантин они расценивают как дополнительные каникулы. Родителям сложно совмещать работу и присмотр за ребенком, иногда бывает так, что его просто не с кем оставить и тогда взрослым приходится увольняться. В зоне риска матери-­одиночки, многодетные семьи и другие», – говорит эксперт по образованию Надежда Михно. Вопросы вызывает и качество преподаваемого материала. «Компетентность людей, готовящих материалы, даже на центральном уровне недостаточная, чтобы использовать их для обучения. В школах ликвидируются методкабинеты, полный контроль переходит на специальные центры переподготовки учителей, осуществлять свою деятельность и разрабатывать материалы для обучения они должны самостоятельно. Как все это будет дальше развиваться – непонятно», – говорит координатор МЭП Днепр, эксперт ­Станислав Жолудев.

Многие увидели, что ни школа, ни учителя не в состоянии обеспечить и дать полноценный, качественный урок в онлайн-формате. Родители не на шутку встревожены, что их дети не смогут получить хорошее образование.  «Во-первых, большая разница, как подавать материал: онлайн или офлайн, на уроке или дома – информация в том или другом случае воспринимается по-разному. Во-вторых, мы теряем на всех уровнях обоснованность и социализацию. Обучение онлайн – все по-другому, оно не такое яркое и не такое насыщенное.  Это влияет на развитие детей и взрослых. Кроме этого, внед­рение в школах онлайн-обучения технически сложно, и сейчас мы к этому не готовы», – говорит эксперт МЭП координатор из Бердянска Иван Харченко.

По словам экспертов, ни система образования, ни школы, ни школьники не готовы к переходу на полное дистанционное обучение.

Безопасные условия

Сначала министр здравоохранения Максим Степанов заявил: есть большая вероятность, что дети снова будут сидеть дома и учиться онлайн. Потом, видя возмущение родителей и школьников, власти поспешили исправить ситуацию и сказали, что онлайн будут заниматься только те, кто живет в регионах, где плохая эпидемическая ситуация. А для тех, кто все же будет посещать обычную школу, пытаются создать безопасные условия – рассадить детей в классе, обеспечить заведения антисептиком, термометрами для измерения температуры. В связи с этим, поговаривают и об обучении в две смены либо о смешанной системе, когда часть материала дети будут получать в школе, а часть – все же осваивать дома самостоятельно. До начала учебного года осталось менее полутора месяцев, но ни родители, ни школьники, ни даже преподаватели пока еще не знают, в каком формате будут проводиться уроки.

Тамара Белкина