Как измениться стоимость электроэнергии для публичных станций и домашних зарядок

С 2021 года в Украине вступают в силу сразу несколько изменений тарифообразования на рынке электроэнергии, которые могут сказаться и на стоимости подзарядки автомобилей на электротяге – как при заряде от домашней сети, так и на общедоступных коммерческих станциях.

С целью узнать о реальном влиянии данных факторов на финансовое состояние электромобилистов, UBR.ua обратился к экспертам рынка.

В первом случае речь идет об отмене «льготных» 90 копеек за первые 100 кВт-ч для бытовых потребителей, а во втором – о повышении цены распределения энергии по электросетям для небытовых потребителей в связи с введением системы RAB-тарифов.

Как отметил нам руководитель направления Yasno E-mobility, включающую сеть из 28 быстрых зарядных станций, Игорь Ковалев, владельцы электрокаров, в основном заряжающие машину из дома, с учетом сохранения возможности потреблять э/э по более дешевому «ночному» тарифу серьезного влияния на стоимость зарядки не ощутят.

Дело в том, что такие водители в любом случае и ранее превышали 100 кВт-ч в месяц, на которую распространялись «льготные» 90 копеек – таким образом они смогут продолжить заряжать машину по тарифу в 1,68 грн за кВт-ч.

Заряжают машину из дома около 80% всех электромобилистов Украины. При этом те из них, кто дома установил двухфазные счетчики, смогут продолжить пользоваться «ночным» тарифом, который предполагает снижение стандартной ставки на 50% (до 84 копеек за кВт-ч) при потреблении в период с 23:00 до 7:00.

Оба тарифа дают возможность значительно экономить потребителю. На полную дневную зарядку электромобиля с аккумулятором на 24 кВт-ч с нынешним тарифом его владелец потратит только 40 грн. При этом за 100 км машина в среднем потребляет 18 кВт-ч, отметил основатель компании ELmob Захар Пашун.

Стоимость на электрозаправках повысится.

«Домашние» цены существенно ниже предлагаемых на коммерческих зарядных станциях – сегодня, говорит Пашун, последние находятся в диапазоне 6-9 грн за кВт-ч в случае «быстрых» станций. Они позволяют зарядить аккумулятор на 80% за 20 минут.

На менее мощных коммерческих зарядных устройствах средняя цена киловатта находится на уровне 3-6 грн, отметили представители одного из крупных объединений электромобилистов Украины.

Таким образом, для заряда 18 кВт-ч, необходимого для того чтобы проехать 100 км, у потребителя уже сегодня уходит до 162 грн. Это, к примеру, выше стоимости автогаза, средняя цена которого составляет 12,34 грн/л (данные группы «А-95») при среднем потреблении в 10-12 л на 100 км.

Владельцу машины с ГБО, соответственно, те же 100 км обойдутся по меньшей мере на 10 грн дешевле.

Однако нынешние цены на электрозаправках в скором времени должны возрасти, спрогнозировал Игорь Ковалев из Yasno E-mobility.

Это произойдет в связи с пересмотром условий формирования тарифа на распределение энергии по электросетям для небытовых потребителей. Решение связано с введением системы RAB-тарифов, призванных стимулировать операторов электросетей вкладываться в модернизацию собственной инфраструктуры.

С 1 января тариф на распределение был повышен в среднем по Украине на 16% и 32% в зависимости от необходимой предприятию мощности (1 или 2 класс напряжения).

В случае компании ДТЭК «Киевские электросети» тариф для 2-го класса напряжения (более 27,5 кВт необходимой мощности – «быстрые» станции, отметим, требуют около 50 кВт) был повышен до 374,28 грн за МВт-ч без учета НДС (соответственно – 0,375 грн за кВт-ч) против 285,84 грн за МВт-ч в предыдущий период.

Тариф на распределение – лишь часть от общей стоимости электроэнергии для компаний, в которую входит еще оптовая цена покупки ресурса (средневзвешенная в первые 10 дней 2021 года – 1,2 грн за кВт-ч на рынке «на сутки вперед»), наценка поставщика, тариф на передачу и другие составляющие.

Однако даже одно повышение тарифа на распределение может сказаться на уровне конечных цен на электрозаправках.

«Публичные зарядки – это конкурентный рынок, и каждый оператор будет решать вопрос ценообразования, учитывая этот фактор. Но по нашим оценкам, операторы зарядных станций не имеют достаточного запаса прочности (прибыли), который позволил бы безболезненно реагировать на колебания цен на электроэнергию в рынке. Поэтому возможен постепенный рост цены услуги», – указал Ковалев.

Цены на зарядку, как в Европе.

В объединении электромобилистов отметили, что переход украинцев на электротранспорт может замедлиться даже просто при превышении цены эксплуатации э-мобилей над аналогичной для других видов топлива. Совсем ухудшит ситуацию доведения цен на зарядных станциях до нынешней стоимости в Европе: сейчас она находится на уровне в 30-50 евроцентов за кВт-ч (10-17 грн),

Чтобы предотвратить «европеизацию» цены, в объединении готовятся потребовать у контролирующих органов внедрить льготный тариф на потребление э/э коммерческими электрозаправками в ночной период, анонсировали собеседники.

Однако не согласился с тем, что рост цены электроэнергии затронет нынешнюю аудиторию электрокаров, автоэксперт, директор ежегодной акции «Автороку» Андрей Волощенко. Он отметил, что «скоростные зарядки и ранее делали езду на электромобиле не самой дешевой, так как она уже сопоставима с автогазом».

В то же время экономные водители смогут продолжить заряжаться из дома.

«Однако дешевизна – это не единственная и совсем не ключевая фишка электромобилей. Во-первых, они, даже старые Leaf, отлично управляются за счет низкого центра тяжести. А по разгонной динамике некоторые могут сравниться с суперкарами. Tesla Model X разгоняется от 3,4 секунды до 100 км/ч. Какая разница владельцам таких авто, на сколько процентов подорожает электричество?» – риторическим вопросом подытоживает Волощенко.

фото: из открытых источников