Как в Днепре проходит реставрация знаменитой диорамы
В Днепре второй месяц столичные реставраторы восстанавливают диораму “Битва за Днепр”. Экспозиция, которая иллюстрирует освобождение от нацистских войск плацдарма в селах Войсковое и Вовниги 23 октября 1943 года, что позволило в дальнейшем выбить фашистов из Днепропетровска и Днепродзержинска, является второй по величине в Европе, занимая площадь в 840 “квадратов” (для примера, площадь фасада стандартной пятиэтажной хрущевки составляет 870 “квадратов”).
“Сегодня” побывала в Днепропетровском историческом музее им. Дмитрия Яворницкого и выяснила, какие преграды приходится преодолевать специалистам при работе с мегаполотном.
РАБОТА. Над обновлением экспозиции в музее трудятся четыре специалиста Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины. “Полотно от загрязнения не мыли со времен его создания (диораму создали в 1975-м. — Авт.). Это просто естественный процесс, когда удаляются загрязнения, которые не только портят внешнюю красоту, но также влияют на сохранность самого полотна. В данный момент неочищенными остаются еще две трети полотна, над этим и работаем”, — поделилась с “Сегодня” заместитель генерального директора научно-реставрационной работы Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины Татьяна Бычко.
Сам процесс реставрации выглядит довольно эпично: чтобы очистить полотно такого размера, работникам приходится использовать строительную люльку и особый реставрационный материал. Специалисты наносят на рисунок раствор так называемого марсельского мыла, которое смывают водой, а напоследок обрабатывают картину однопроцентным раствором лимонной кислоты.
Диорама. Атмосферу поля боя создают настоящие пушки, пулеметы и военные шинели.
Фото: museum.dp.ua
“Это полотно написано классически правильно, технически выдержанно. То есть начиная от состава грунта (эмульсионный. — Авт.) и заканчивая составом масляной краски. Здесь все написано исключительно правильно, поэтому оно не потемнело и не разрушается. А будет еще очень и очень долго жить”, — объясняют эксперты из реставрационного центра.
Реставраторы планируют не только отмыть полотно, но также обновить саму конструкцию, некоторые участки которой зацементируют. Уделить внимание хотят также пушкам, пулеметам, мелкокалиберному оружию и даже немецким шинелям, которые создают особую атмосферу поля битвы в диораме. Кстати, все эти вещи, как подчеркивают реставраторы, не бутафория — они взяты из военных частей. Работать над полотном специалисты будут до конца апреля.
ИСТОРИЯ. По информации музейщиков, днепровскую диораму создавали московские художники батальной военной живописи студии им. Грекова Николай Бут и Николай Овечкин, а оформлением занимались работники художественного комбината из Санкт-Петербурга Владимир Рывин и Владимир Коротков, которые руководили группой художников-оформителей.