Как в днепровском крае появились лоцманы (Фото)
Сейчас уже трудно представить, что на протяжении тысячелетий рельеф реки Днепр, между современными городами Днепр и Запорожье, был совсем не таким как сейчас. Днепровское водохранилище, воды которого свободно разлились на несколько десятков километров, существует только с 1932 года. Оно образовалось после постройки плотина ДнепроГЭСа. А до этого тысячелетиями путь водам Днепра в этом месте преграждали знаменитые пороги – выходы скальной породы, которых насчитывалось девять: Кодацкий, Сурский, Лоханский. Звонецкий, Ненасытецкий, Вовнигский, Будиловский, Лишний, Вильный. Рассказывает сообщество “Екатеринославъ – Днепропетровск”.
Перед порогами грузы приходилось вытаскивать из воды. Сухопутным путем их транспортировали до острова Хортица, где они вновь могли следовать по реке до самого устья Днепра. Участок перед порогами называли «ключом» к контролю над степным регионом. В Новое время здесь возникли казацкий город Самарь, польская крепость Кодак, а затем и российская «южная столица» – Екатеринослав.
Лоцманство как организация, стало складываться уже после присоединения края к Российской империи. Экономическая активность требовала улучшить судоходство по Днепру. Строительство городов в нижнем течении Днепра требовало массы лесного материала с верховьев Днепра. Князь Григорий Потемкин поручил заниматься вопросами судоходства своему помощнику – полковнику Леонтию Фалееву, который принялся формировать и организацию лоцманов.
В 1785 году проводить суда через пороги вызвались 42 человека, а через два года в лоцманы «записалось» уже 120 человек. В 1787 году лоцманы переправили через пороги более 80 судов из флотилии императрицы Екатерины II. Атаман Мусий Пивторак и его помощник Непокрытенко были щедро награждены царицей. После этого 19 декабря 1787 года Потемкин распорядился поселить лоцманов в селе Каменка. Он приказал освободить их от казенных налогов и от рекрутской повинности. Обязанностью лоцманской общины было расчищать русло реки и проводить суда от Каменки до Кичкаса и Хортицы.
Лоцманам было определено жалованье – 25 рублей в год. Скоро их было уже 673 человека. С течением времени лоцманская община расширялась. Указом 1811 года в лоцманы были определены все поселяне Каменки и Старого Кодака от 20 до 60 лет. Лоцманская община – наследница казачества, была основана на демократических началах. Дважды в год, перед открытием навигации и перед ее завершением, община проводила общее собрание, на котором решала основные вопросы и избирала атамана, его помощника, скарбника и писаря.
Постепенно оформилась и слобода лоцманов – Лоцманская Каменка. Слобода – потому, что ее жители были освобождены от общих казенных повинностей. Первый «молитвенный дом» появился здесь в 1784 году, в 1794 году построили церковь, а в 1874 году был возведен новый храм. Изначально лоцманы были самоуправляемой единицей, приписанной к Министерству путей сообщения, и только в 1879 году их передали в подчинение «местным учреждениям». Во второй половине XIX – начале XX века лоцманы зарабатывали тем, что проводили через пороги до острова Хортица торговые суда и плоты с древесиной. Большую часть грузовых перевозок к этому времени уже взяли на себя железные дороги. В 1872 году в Лоцманской Каменке проживало 2022 человека. В 1908 году на средства общины здесь была построена двухклассная земская школа.
После установления советской власти Лоцманская Каменка жила вполне патриархальной жизнью. Здесь еще сохранялись следы уже ушедшей эпохи. Начало 1930-х годов стало переломным в жизни села. В 1932 году заработал на полную мощность ДнепроГЭС, и древняя профессия лоцмана оказалась больше не нужна. Поднявшаяся вода затопила не только пороги, но и близлежащую к реке часть самой Лоцманской Каменки.
Автор воспоминаний о днепровских лоцманах Григорий Омельченко вспоминал, как Дмитрий Яворницкий в 1930-х годах говорил его отцу, тоже лоцману: «Не почуємо більше, як шумлять пороги, Микито, не вернеться минула слава». И только один раз пороги снова показались из воды – в 1941 году, когда был взорван ДнепроГЭС. На короткое время профессия лоцмана снова оказалась востребованной, но после восстановления плотины и мирной жизни – отошла в историю и стала предметом сказаний и легенд.
Во второй половине ХХ века к территории Лоцманской Каменки все ближе подступала застройка Днепропетровска. Расположенное на холме село стало свидетелем того, как на месте залива намыли огромный песчаный массив и принялись возводить жилые дома. К 1980-м годам древняя слобода оказалась на окраине огромного жилого массива «Победа». Последний раз город вторгся в пределы Лоцманской Каменки тогда, когда потребовалось снести несколько усадеб для устройства транспортной развязки перед Южным мостом, открытым в 2000 году.
Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ – Днепропетровск»
по материалам краеведа и историка
Максима Кавуна