Как в Екатеринослав “пришла” телефонная связь

Начало истории телефонной связи в Екатеринославе связано с именем Павла Михайловича Голубицкого, который считается отцом русских телефонов. В 1884 году он был приглашен в Екатеринослав для создания телефонной сети между полицейскими частями города, расположенными на значительном расстоянии от городского полицейского управления. Пишет Екатеринославъ – Днепропетровск.

В 1891 году телефонную линию обустроили между домом и магазином купца Ивана Алексеенко, а к 1894 году в городе насчитывалось уже около 60 частных и ведомственных телефонов. Строительство телефонной сети на 100 номеров с воздушными однопроводными линиями началось в Екатеринославе в августе 1895 года. Телефонную станцию обустроили в здании Почтово-телеграфной конторы (нынешний Главпочтамт).

Слідкуйте за нами в Telegram та Viber !

Первыми телефонами служили аппараты фирмы «Эриксон», которые стоили 33 рубля. Это было весьма дорогое удовольствие, так как среднемесячная зарплата по империи составляла 31 рубль. Микрофон и наушник были объединены и после фразы, которую сказал человек, трубку необходимо было сразу же приставить к уху, чтобы услышать ответ. Многие пользователи забывали об этом правиле, потому возле первых аппаратов даже вывешивали объявление: «Не слушайте ртом и не говорите ухом!».

Абонентская плата была высокой, и зависела от удаленности пользователя от телефонной станции. Те, кто находился не далее двух верст платили 75 рублей в год, а те кто дальше, к этой сумме доплачивали еще 15 рублей за каждую версту. В 1910 году трехминутный разговор с абонентом из Харькова, Бахмута и Павлограда стоил 1 рубль, а позвонить на станцию Лозовая или в Славянск обходилось в 80 копеек.

Соединение абонентов на первых телефонных станциях осуществлялось вручную телефонистками, которых называли «телефонными барышнями». Поначалу в телефонистки брали лишь незамужних барышень, «дабы лишние думы и заботы не приводили к ошибкам при соединении». Второй важный критерий – рост девушки. Она должна была быть высокой, чтобы, сидя за коммутатором доставать до наиболее отдаленных устройств. А ритм работы с каждым годом усиливался. Уже в первые годы ХХ века на одну телефонистку в среднем приходилось 160-170 соединений в час.

Счастливые обладатели телефонов должны были соблюдать несколько правил. Эти постулаты были скрупулезно прописаны в «Адрес-календаре Екатеринославской губернии на 1910 год». Абонентам строго воспрещалось передавать свои телефоны в пользование посторонним и брать за это плату. А в параграфе №6 условий пользования говорилось, что «передача посредством телефонных аппаратов сведений, содержание коих противно законам, общественному порядку, нравственности и неприлично по выражениям, не дозволяется».

Во время гражданской войны телефонное хозяйство Екатеринослава пришло в упадок. Прекратились даже ремонтные работы. Планомерное восстановление телефонной сети и стационарного оборудования было завершено лишь в 1923 году. А уже к началу 1925 года из Екатеринослава можно было через Харьков связаться с Курском, Орлом, Москвой, Киевом, Полтавой, а через Артемовск – с Ростовом.

Абоненты Днепропетровской окружной телефонной сети были обязаны выполнять правила пользования телефоном. Например, рекомендовалось прекращать телефонные разговоры во время грозы. Кроме того, было еще восемь предупреждений: не стучать часто по рычагу, желая быстро получить вызов; не засовывать в телефон инородные тела, например, бумагу, чтобы уменьшить громкость телефонного звонка; не вешать трубку на один крючок рычага, а класть на оба, так как это вызывает искривление рычага и, вместе с тем, поломку телефона.

До начала 1930-х годов связь в Днепропетровске оставалась на дореволюционном уровне. Город пользовался телефонной станцией ​​где действовали ручные коммутаторы. В 1933 году начался монтаж первых АТС машинной системы. В 1935 году были введены в эксплуатацию АТС №1 по улице Комсомольской на 400 номеров, и АТС №2 на проспекте Пушкина на 2 тысячи номеров. А в 1937 году в городе уже действовали три междугородные и пригородные телефонные станции, а также 31 коммутаторная установка на предприятиях и в учреждениях.

С введением автоматических аппаратов изменились правила их использования. Теперь, когда шел вызов, нужно было снимать с рычага трубку и в интервале между звонками сразу же отвечать – «слушаю, такой-то», или называть номер своего телефона. Необходимо также было разговаривать ясно, не очень громко, и звук направлять в рожок. Не закрывать рычаг аппарата или диска во время разговора, так как это служит причиной преждевременного разъединения.

В годы Великой Отечественной войны система телеграфно-телефонной связи в городе и области была сильно повреждена. При эвакуации города была полностью демонтирована АТС №2 и частично демонтирована АТС №1. При захвате города немцами оставшееся оборудование было уничтожено. В 1943 году после освобождения города началось восстановление телефонной связи. В послевоенное время на городских телефонных сетях были восстановлены все телефонные станции, кабельные и воздушные линии связи, а также построены новые станции. В 1964 году вместимость городской телефонной сети составляла уже 28 тысяч номеров. Впоследствии она выросла до 150 тысяч номеров. А к столетию городской телефонной сети эта цифра достигла более 220 тысяч номеров.

Подготовлено
по материалам сайта:
tоdаy.mts.соm.uа

Більше на нашому каналі в  YouTube, та на сторінках у  Facebook, Instagram!