Концерты с аншлагом: как Днепр встречал Любовь Орлову и других знаменитостей
Культурной жизни Екатеринослава – Днепропетровска 1920-1930-х годов, в советской прессе отводилось не много места. Эти страницы истории считаются не слишком известными широкой публике. Культурная жизнь в нашем городе того периода была не такой насыщенной, как например в Харькове или Киеве, ведь долгое время здесь не было собственного театра. Точнее, помещений театров хватало, но не было ни одной оперной и драматической труппы. Поэтому, когда город с гастролями посещали заезжие знаменитости, в концертных залах яблоку негде было упасть. А заезжали, надо сказать, звезды первой величины. Пишет Екатеринославъ – Днепропетровск.
В феврале 1924 года в Екатеринославе с аншлагом прошли концерты известной заграничной танцовщицы Айседоры Дункан. Выступление танцующей «босоножки» проходило в театре имени Луначарского, который вмещал в себя 1200 человек (бывший Зимний театр, перестроенный после Великой Отечественной войны в театр им. Горького (нынешний театр Драмы и комедии). Состоялось два концерта – 18 и 22 февраля. «Первый вечер был посвящен произведениям Шопена, а во время второго концерта Дункан танцевала под музыку Чайковского, Скрябина, Бетховена, Вагнера, и на бис исполнила свой знаменитый «Интернационал», – рассказала завотделом истории Украины 1917-1945 годов Днепропетровского исторического музея – Людмила Маркова. По отзывам прессы, наплыв зрителей был колоссальным. «Никогда театр за время революции не видел столько народу, который бы шел не на митинг, а в театр смотреть, и платил довольно дорогую плату за место…», – отметил корреспондент местной газеты.
Летом 1936 года в Днепропетровск приехал легендарный кубинский шахматист Хосе Рауль Капабланка, ставший третьим чемпионом мира по шахматам, удерживавшим это звание с 1921 по 1927 годы. 21 и 23 июня в Зеленом театре парка имени Шевченко (разрушен во время войны), шахматист провел два сеанса одновременной игры на 30 досках с лучшими шахматистами-металлургами заводов юга Украины. Как ни удивительно, но нескольким аматорам удалось-таки поставить мировой звезде шах и мат. «У Капабланка выиграли: Альтгаузен (завод имени Ленина) и Болеславский (Днепродзержинск)», – написали после поединков газеты.
В 1940 году среди днепропетровцев поднялся небывалый ажиотаж – объявили о восьми концертах всенародной любимицы – киноактрисы Любови Орловой. Дважды в день, с 15 по 18 апреля, артистка выходила на сцену, чтобы спеть песни из знаменитых фильмов со своим участием: «Цирк», «Волга-Волга» и другие. Выступления проходили в концертном зале филармонии, которая размещалась в бывшем театре «Солей», в здании гостиницы «Спартак» (до революции отель «Бристоль»). «Концерты артистка начала двумя песнями Даргомыжского «Я все еще люблю его» и «В 16 лет». Лет двадцать назад Орлова была в нашем городе в составе музыкального театра Немировича-Данченко. Выступала в ряде спектаклей во время гастролей театра и вот артистка вновь в нашем городе», – отмечалось на страницах газеты. Во время пребывания в Днепропетровске Любовь Орлова встретилась с работниками кинотеатров города, которым рассказала о своей работе в кино.
Разговоры о необходимости создания в городе собственной театральной труппы велись еще с 1923 года, и наконец в 1927 году из Киева в Днепропетровск был переведен 1-й театр Украинской Советской республики имени Шевченко. «Сезон 1927-1928 годов театр открыл уже под названием «Днепропетровский украинский драматический театр имени Шевченко». На сцене шли переведенные на украинский язык пьесы Мольера, Ибсена, Шоу; украинская и российская классика: «Лісова пісня» Леси Украинки и «Ревизор» Гоголя», – рассказала Людмила Маркова.
С 1927 года в Днепропетровске начал работать театр юного зрителя «Пионер», который занял помещение бывшего «Интимного театра» в знаменитом доме Хренникова (сейчас – гостиница «Украина»). Судя по газетным статьям того времени, малышей, как и взрослых, театральные постановки обязаны были воспитывать в правильном политическом ключе. Так, например, в 1932 году на сцене этого театра шел спектакль для детей под дивным названием «Винтовка №492116».
В 1930 году в город привезли диво дивное – «Батиштон». «22-23 августа давал концерт тульский рабочий-изобретатель по фамилии Батищев. Он изобрел необычный аппарат, который соединял в себе три скрипки, баян и фортепиано. Умелец с помощью каких-то приспособлений мог одновременно играть на всех этих инструментах. В прессе его даже прозвали «человек-оркестр», – рассказал научный сотрудник Днепропетровского исторического музея Дмитрий Романчук. Публика с восторгом приняла диковинку. «На концертах «Батиштона» зал был переполнен. Неспроста этим изобретением заинтересовались за границей и предлагали жене Батищева продать его», – написала местная газета.
Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ – Днепропетровск»
по материалам sеgоdnyа.uа


