Левобережные районы Днепра: интересные факты о городе (Фото)

Левый берег Днепра насыщен жилыми массивами. Здесь «спальные» районы поздней советской градостроительной эпохи, соседствуют со старыми рабочими поселками с одноэтажной индивидуальной застройкой. Жилые массивы «Калиновский» (до недавнего времени ж/м «Клочко»), «Березинский», «Левобережный» — массовое строительство таких районов позволило решить жилищную проблему для сотен тысяч днепропетровцев. Пишет Екатеринославъ — Днепропетровск.

«СТАРОЕ КЛОЧКО»

Застройка этого района проходила в конце XIX века. Со строительством железнодорожной ветки Екатерининской железной дороги, появились рабочие поселки Амур и Нижнеднепровск, которые с 1925 года вошли в состав Днепропетровска. Вокруг Нижнеднепровска, возникшего возле станции Нижнеднепровск, постепенно вырастали новые районы. Около 1895 года образовался поселок Султановка. Здесь селились рабочие окрестных заводов, в частности завода «Гантке» (нынешний Интерпайп НТЗ). В современных границах города — это территория между железной дорогой, проспектом им. газеты «Правда», улицами Калиновой и Янтарной. В 1921 году Султановка была переименована в «поселок Клочко», в честь революционера Владимира Клочко — участника гражданской войны, одного из организаторов Красной гвардии в Екатеринославе, жившего на Султановке и погибшего в декабре 1918 года. В мае 1976 года на улице Калиновой был открыт бронзовый бюст В. Клочко, работы скульптора А. Жирадкова.

После установления Советской власти началось благоустройство рабочего поселка. В 1924 году здесь появилось электричество. Газета «Звезда» 14 августа 1924 года по этому поводу писала: «С большой радостью встретило население Клочковки ночь, когда впервые засиял электрический свет… Некоторые жители вынесли книжки и читали их тут же под фонарями».

Поселок Клочко был сильно разрушен в годы Великой Отечественной войны. До конца 1960-х годов его внешний вид оставался неизменным — одноэтажная индивидуальная застройка, проблемы с транспортом, неразвитая инфраструктура. С начала 1970-х годов территория начала вовлекаться в интенсивное строительство — многоэтажные дома по проспекту им. газеты «Правда», универмаг «Дом торговли». Тогда же было заасфальтировано большинство улиц. Сейчас территория Старого Клочко представляет собой контраст между многоэтажными домами и основным массивом из частной застройки. О старинной жизни поселка Клочко сегодня напоминает лишь небольшая Трехсвятительская церковь — памятник архитектуры начала ХХ века на улице Юридической.

 «НОВОЕ КЛОЧКО» И «КЛОЧКО-6»

К северу и северо-западу от поселка Старое Клочко после войны развернулось интенсивное жилищное строительство. Территория застраивалась 1-2-3 этажными домами. С 1946 года развивался поселок «Новое Клочко» с частной застройкой (северная часть района с ул. Байкальской, Холодильной, Воронежской, Софьи Ковалевской и др.). В 1975 году начал застраиваться массив «Клочко-6», полностью охваченный многоэтажной застройкой (северо-западная оконечность территории в конце ул. Янтарной). В 1981 году от центра города по улице Калиновой до «Клочко-6», была проложена троллейбусная линия. Но несмотря на это, транспортная проблема являлась одной из основных вплоть до 1990-х годов, пока не появились маршрутки.

Главной магистралью этого района является улица Калиновая, напоминающая широкий проспект вдоль которого стоят многоэтажные жилые дома. В середине 1980-х годов улица Калиновая была переименована в улицу Ватченко — в честь председателя Президиума Верховного Совета УССР А.Ф. Ватченко, умершего в 1985 году. Но его имя улица носила недолго, по причине, что старое название устоялось, было любимо жителями и не несло политической нагрузки. Через некоторое время улице вернули первоначальное название.

Единственной значимой достопримечательностью этого района является старое воинское кладбище, на территории гражданского кладбища между «Клочко» и «Березинским» массивом. Здесь похоронены курсанты артучилища и солдаты стрелковых дивизий, погибшие в августе-сентябре 1941, и сентябре-октябре 1943 годов. В центре кладбища установлена скульптура скорбящей матери, работы скульптора В. Щедровой. В 2015 году жилому массиву «Клочко-6» было присвоено новое благозвучное название — «Калиновский».

«БЕРЕЗИНСКИЙ» И «ЛЕВОБЕРЕЖНЫЙ»

В конце 1970-х годов в северной части Днепропетровска началось строительство еще одного грандиозного «спального» района, под общим названием «Левобережный». Сейчас массив разделяется на «Левобережный»-1 («Березинский»), «Левобережный»-2» (восточнее Донецкого шоссе), «Левобережный»-3 (западнее Донецкого шоссе вдоль ул. Березинской и пр. Мира).

Под названием «Березинский» сейчас понимается жилмассив «Левобережный»-1, а иногда и часть «Левобережного»-2. Застройка этого района, между Донецким шоссе и улицей Янтарной, началась еще до Великой Отечественной войны. А название свое он получил от улицы Березовой (ныне ул. Богомаза, названная в честь Героя Советского Союза Алексея Богомаза, который жил здесь до войны). Одной из самых насущных проблем района со времени его возникновения, являлась транспортная. Линию скоростного трамвая от центра города проложили сюда только в 1996 году, а троллейбусная линия до проспекта Мира прошла в начале 1990-х годов.

Здесь практически нет особых достопримечательностей. Многоэтажная застройка соседствует с кварталами частных домов. Особенно массивно на этом фоне смотрятся башни жилого массива «Левобережный»-3. Интересный природный объект — озеро Куряче. Оно протянулось вдоль всей застройки «Левобережного»-3 и частично «Левобережного»-2. Озеро является своеобразным оазисом посреди многоэтажных каменных джунглей этого района.

Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ — Днепропетровск»
по материалам краеведа и историка
Максима Кавуна