Малоизвестные факты о первых авто в Днепре (Фото)
Первое автомобильное ежедневное сообщение между Екатеринославом (Днепром) и Новомосковском было открыто в феврале 1908 года. Организатором его выступил потомок древнего украинского дворянского рода – Андрей Миклашевский. Поначалу автомобиль возил 9 человек, позже приобрели 20-местный. Автомобиль отходил ежедневно из Екатеринослава в 8 утра и возвращался в 2 часа дня. Летом того же года по этому маршруту уже ходили автомобили еще трех других владельцев.
В 1911 году стремительное развитие автомобилизма заставило Городскую Думу принять «Правила о порядке взимания сборов с автомобилей и мотоциклов». Сбору подлежали все экипажи, за исключением тех, что употреблялись для казенных надобностей. Сбор включал плату за снабжение номерным знаком. При его уплате владельцы приобретаемых автоматических экипажей были обязаны предоставить письменное удостоверение от продавца, в котором указывалось количество лошадиных сил в экипаже.
30 апреля 1913 года Городская Дума приняла первые в истории города правила «О порядке движения по городу Екатеринославу автоматических экипажей и мотоциклетов». Все автомобили были разделены на четыре разряда: для собственного пользования, для легкового пассажирского извозо-автомобильного промысла, для перевозки тяжестей и для автомобилей-омнибусов (рейсовых автомобилей с определенным маршрутом). Разрешалось движение только тех автомобилей, которые прошли испытания особой комиссии. Желающий водить автомобиль был обязан подать заявление с указанием ряда сведений о себе и об автомобиле. После этого комиссия осматривала и испытывала автомобиль, и если результаты проверки были удовлетворительными, выдавала разрешение на вождение и номерной знак, который крепился спереди экипажа на видном месте.
Удостоверение на вождение автомобилем выдавалось только лицам мужского пола не моложе 18-летнего возраста, которые во время испытания показывали не только умение управлять автомобилем, но и производить ремонт в случае легкой поломки. Вместе с удостоверением водителю выдавался разрешительный билет, к которому прилагалась фотография с печатью. Эти документы требовалось всегда иметь при себе во время вождения и предъявлять по первому требованию полиции.
Скорость движения ограничивалась 15 верстами в час. Водитель должен был принимать все меры, чтобы не пугать лошадей. Правила обязывали водителя подавать сигнал о приближении к перекресткам, перед крутыми поворотами предупреждать сигналом встречных лиц о приближении автомобиля. Водитель был обязан уступать дорогу крестным ходам, процессиям, пожарным обозам. Запрещалось автомобилистам ездить «в перегонку», оставлять автомобиль без присмотра, заграждать проезды, ворота, становиться вдоль тротуаров в один ряд с прочими экипажами. Эти правила были опубликованы в «Екатеринославских губернских ведомостях» и стали законом, обязательным для исполнения гражданами владеющими автоматическими экипажами.
Первые автомобили в Екатеринославе появились в начале ХХ века. Вскоре на Дворцовой (Шевченко) площади организовался Екатеринославский автомобильный клуб. В то время автомобили были невиданной роскошью, стоили очень дорого, а купить их можно было за границей или в столичных городах. В Екатеринославе продавать автомобили начали только перед Первой мировой войной. Тогда же появились и первые гаражи, предоставляющие прокат этих транспортных средств.
Владельцами автомобилей в Екатеринославе были богатые дворянские семьи: Родзянки, Миклашевские, Маламы, Евецкие. Имели авто инженеры Кузьмицкий, Толстиков и Доллежаль, из иностранцев: директор Екатеринославского бельгийского трамвая – Камбье, директор первой электрической станции города – Каттавоз и другие. Автомобили покупали для личного передвижения, спорта и путешествий. 6 мая 1912 года члены автомобильного клуба выехали в путешествие на Южный берег Крыма. А весной 1914 года они совершили пробег из Екатеринослава в Одессу, где посетили банкет Одесского автомобильного общества.
3 июня 1914 года в Потемкинском саду при массовом скоплении горожан состоялся парад автомобилистов. Чудесно декорированные автомобили кружили по саду. Первый приз был присужден присяжному поверенному Шерстюкову, украсившему свой автомобиль живыми цветами, второй – Камбье, автомобиль которого изображал гигантскую стрекозу. Остальные участники были награждены серебряными жетонами.
Случались в те времена и дорожно-транспортные происшествия, называемые тогда автомобильными катастрофами. О них регулярно сообщала местная пресса:
«22 июля 1910 года в 7 часов вечера автомобиль Уманского, развив необычайную скорость, со страшной силой мчался по проспекту, и около Яковлевского сквера [ныне здесь здание Оперного театра], наскочив на одноконного извозчика, отброшенного вместе с пролеткой в сторону, врезался в телеграфный столб, при чем ушиблена незначительно проходившая мимо женщина. Серьезно ранен шофер. Владелец автомобиля с женой невредимы. Автомобиль разбили вдребезги».
«Это было днем 6 мая 1912 года. Мчавшийся по Александровской [бывшей Артема, ныне Сечевых Стрельцов] улице автомобиль, испугал лошадь Е. Моркина, проезжавшего по улице. Лошади понесли. Не имея возможности остановить взбесившихся животных, Моркин выскочил из обоянки. Лошади понеслись далее, подмяли под себя чистильщика сапог и наскочили на квасной рундук. Рундук и посуда перебиты. Производится дознание. Приняты меры к розыску владельца автомобиля».
«23 мая 1912 года из имения уездного предводителя дворянства Маламы ехал на собственном автомобиле г. Голубовский. Кроме него самого в автомобиле находилась г-жа Малама, сын доктора Вебера и шофер. В пути вдруг лопнула шина. Автомобиль остановили на полном ходу. Получился сильный толчок, и автомобиль опрокинулся. Г-жа Малама и гг. Голубовский и Вебер были выброшены в сторону и получили легкие ушибы, шофер же, попав под автомобиль, получил настолько сильные ушибы, что в тот же день скончался».
Выяснением причин катастрофы и поиском виновных занималась полиция. Она же и регулировала дорожное движение в городе, издавала приказы и распоряжения. В 1914 году полицмейстер Метленко отдал приказ, в котором указывал на слишком быструю езду автомобилей в городе и приписал полицейским чинам установить наблюдение и записывать номера машин нарушителей. Следующим распоряжением он выдал городовым круглые палочки белого цвета, служившие указателями для правильной езды ломовикам, извозчикам и автомобилистам. Предписано было носить эти особые атрибуты на поясе поверх одежды. Так в январе 1914 года в Екатеринославе впервые появился предмет, ныне хорошо известный автомобилистам как жезл – главный помощник гаишника и гроза водителя.
Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ – Днепропетровск»
по материалам краеведа и историка
Валентины Лазебник