Маршрутчиков Днепра ждут штрафы?
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, который вносит изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях. Изменения предусматривают увеличение штрафа за безосновательный отказ от предусмотренной законом бесплатной перевозки граждан. В первом чтении документ поддержал 231 народный депутат.
Увеличенный штраф
Поводом для внесения изменений в документ послужили многочисленные жалобы граждан, возникающие из-за того, что водители маршруток часто отказывались бесплатно возить лиц льготных категорий, никак не мотивируя свои действия. Как говорится в пояснительной записке к документу, водители нарушают закон, потому что санкции по данному правонарушению недостаточно жесткие. Теперь, если документ будет утвержден в следующем чтении, отказ в перевозке льготников без уважительных причин повлечет за собой наложение штрафа в размере 150 необлагаемых минимумов доходов граждан (2,5 тыс. грн). Это будет самый большой штраф в сфере пассажирских перевозок. Согласно действующему законодательству, в данный момент штрафная сумма составляет 8 необлагаемых минимумов или 136 грн.
Компенсация проезда
Сколько раз маршрутчики отказывались везти пассажиров-льготников только в Днепропетровской области – подсчитать невозможно. Во многих салонах автомобилей указано количество льготных мест, которое варьируется в зависимости от общего количества мест. В транспортном средстве, чаще всего, один льготник приходится на 18 общих мест. Если мест до 30 – в маршрутке могут проехаться уже четверо. На деле законодатель не предусмотрел ограничения льготных мест в маршрутных такси. Нормы в законе нет, зато прописано, что перевозчик может сам устанавливать правила проезда. Городской совет должен возмещать предпринимателям средства за перевозку льготников. В этом году компенсация предусмотрена в размере 18 млн грн.
«Если разделить эту сумму на количество машин в городе, а это 1700 автобусов, то получится, что денег хватит, чтобы провезти в одном автобусе 5 пассажиров льготных категорий в день, тогда как перевозчики возят по 5 только за один рейс. Предприниматели берут на себя эту социальную ответственность и просто возят всех за свой счет», – отметил глава профсоюза автомобилистов и перевозчиков Днепра Михаил Тонконогий.
Фиксация нарушений
На конечных остановках маршруток часто можно видеть несколько очередей из тех, кто хочет ехать сидя, стоя и тех, кто имеет льготы. «Водители разрешают зайти положенному количеству льготников, но во время поездки нас не берут, даже если льготников в салоне уже нет. Если я еду не от конечной остановки, то мне приходится платить, чтобы не было скандала. На аргументы, что салон пуст или льготников нет, водитель не реагирует, может даже «послать», – жалуется пенсионерка Елена Кнышка.
В департаменте транспорта горсовета Днепра советуют фиксировать подобные случаи на видео и писать жалобы: тогда можно будет добиться финансового наказания водителя-хама. Но даже если примут новый законопроект, увеличивающий штрафы, нарушение прав льготников, скорее всего, придется все так же фиксировать на видео.
В мэрии пообещали…
В скором времени в общественный транспорт можно будет зайти только через переднюю дверь – обещают в мэрии Днепра. Это связано с тем, что муниципальному транспорту не хватает кондукторов, а также с большим количеством любителей проехать «зайцем». Нововведение заработает осенью, правда, на каких маршрутах будет реализовано – пока неизвестно.
Анастасия Нефретова, фото: из открытых источников