Мобильным операторам утвердили новые тарифы
Мобильные абоненты не смогут звонить по доступным тарифам со своих мобильных на фиксированные номера Украины в ближайшее время. И это несмотря на то, что телеком-регулятор предпринял очередную попытку повлиять на “голосовые” расценки.
Национальная комиссия регулирования связи и информатизации 23 февраля решила снизить межоператорский тариф в стационарных сетях, об этом пишет UBR.ua.
Ближе к себестоимости
С 1 июля этого года за минуту исходящего вызова на фиксированные номера участники рынка будут платить 7 или 10 коп. – в зависимости от того, это вызов местный либо междугородний. А с 1 января 2022 года эти ставки, соответственно, уменьшатся до 5 и 8 коп. Таким образом ведомство попытается опосредованно повлиять на розничные тарифы, регулировать которые не имеет права.
Напомним, что себестоимость минуты в мобильной сети колеблется в пределах нескольких копеек. Но при этом вся “большая тройка” установила во много раз завышенные тарифы для звонков на стационарные номера.
Для сравнения редакция UBR.ua взяла предоплаченные пакеты начального уровня трех крупнейших компаний.
Базовые тарифы на звонки с мобильных номеров на фиксированные:
- “Киевстар”, “Общение без границ” – 1,5 грн/мин;
- Vodafone SuperNet Turbo – 0,6 грн/мин;
- lifecell, “Смарт Лайф” – 1 грн/мин.
Операторы жалуются на финансовые потери
UBR.ua обратился ко всем перечисленным выше операторам с просьбой ответить, когда они снизят стоимость звонков по данному направлению.
“Таксы должны равняться себестоимости ниже 3 коп./мин, ждем снижения такс и на фиксированных, и на мобильных сетях”, – прокомментировали решение НКРСИ в пресс-службе lifecell. Отметив, что компания “всегда поддерживал идею тарифов anynet” – когда нет разницы между внутри- и внешнесетевых вызовами.
Действующее соотношение MTR/FTR – ставок мобильного и фиксированного интерконнекта соответственно – в lifecell назвали неудовлетворительным.
“Мы теряем десятки миллионов гривен в месяц, поэтому вынуждены поддерживать такие цены и баланс объема звонков на другие сети, чтобы предотвратить еще большие потери. Надеемся, что вопрос уровня такс и anynet будет урегулирован в ближайшее время”, – подчеркнул самый маленький представитель “большой тройки” в комментарии для UBR.ua.
В Vodafone поддержали решение НКРСИ, так как оно “устранит несправедливую и необоснованную асимметрию” во взаиморасчетах между мобильными и фиксированными операторами.
В то же время компания выразила недоумение, почему расчетные таксы за приземление трафика на мобильные сети были снижены с 1 января 2021 года, а аналогичное уменьшение фиксированных такс “откладывается без объективных причин” до июля.
“Согласно законодательству, принятое решение может быть введено в действие уже в мае. Для операторов мобильной связи каждый месяц такой асимметрии означает значительные потери в доходах и необоснованное финансирование фиксированных операторов”, – подчеркнули в пресс-службе второй по величине сотовой компании Украины.
По поводу тарифов для клиентов там заявили, что “ценообразование основано на спросе и потребностях клиентов”. Поэтому Vodafone выступает за единые тарифы на внешние сети украинских операторов, будь то мобильные или фиксированные сети.
“Компания предлагает гибкую конкурентную тарифную линейку с достаточным включенным объемом минут на разные сети, в которой каждый может подобрать тариф под свои потребности. Тарификация сверх пакетных минут также не дифференцируется в зависимости от того, мобильный это или фиксированный номер”, – сообщили UBR.ua в Vodafone.
В “Киевстаре” заявили, что на звонки в фиксированные сети учитывают различные потребности абонентов. Например, для припейд-абонентов, которым нужно звонить на стационарные номера, компания предлагает отдельные пакеты услуг, где стоимость 1 минуты – до 0,4 грн. А для абонентов, которые обслуживаются на контракте, звонки на фиксированные сети включен в пакет услуг за фиксированную абонплату.
По поводу решения НКРСИ лидер рынка отметил, что ведомство выровняло ставки интерконнекта между мобильными и фиксированными операторами. Напомнив при этом, что в 2020 году регулятор принял решение о снижении интерконнекта для мобильных операторов.
“На момент принятия этого решения ставки терминации для фиксированных операторов оставались неизменными, что могло привести к “ценовой асимметрии” на рынке”, – подчеркнули в пресс-службе “Киевстара” в ответ на запрос UBR.ua.
Борьба за копейки
Директор по регуляторному обеспечению “Укртелекома” Андрей Каленский предложил отстрочить решение телеком-регулятора.
“Изменение такс посреди года не будет благоприятствовать выполнению бюджета компании”, – объяснил он свою просьбу.
Телеком-регулятор не прислушался к этому пожеланию. Член НКРСИ Владимир Гресько подчеркнул, что в Евросоюзе ставка FTR установлена на уровне 0,7 евроцента за минуту, то есть 2,37 грн/мин.
Директор департамента экономического анализа НКРСИ Андрей Барабин дополнил, что средневзвешенная ставка интерконнекта в Украине – 2,8 коп/мин, то есть уже выше, чем в Евросоюзе.
На просьбу представителя “Укртелекома” он ответил, что изменения вступят в силу с 1 июля. То есть со второго полугодия, когда “в каждой компании происходят обсуждения и пересмотры бюджетов”. Поэтому на финансовые показатели никакого значительного негативного влияния не ожидается.
Ведомство уже несколько лет на украинском мобильном рынке пытается нивелировать “эффект клуба”, когда основной трафик замыкается в “домашних” сетях. Это – последствия условных “безлимитных” внутрисетевых звонков, тогда как на вызовы на “чужие” сети операторы установили высокие заградительные тарифы.
Сможет ли НКРСИ добиться каких-либо серьезных результатов – покажет время.
фото: из открытых источников