Набрать высоту: днепрянин рассказал о своей ответственной профессии

20 октября во всем мире отмечали Международный день авиадиспетчера. О непредвиденных ситуациях и трудовых буднях корреспонденту «Вістей» эксклюзивно рассказал диспетчер-инструктор Днепровского ­районного диспетчерского центра Украэроруха Александр Курбатов.

Без двойного смысла

— Александр Иванович, когда и почему Вы решили стать авиа­диспетчером?

— Я знаком с авиацией с самого детства. Мой отец — летчик, а мама некоторое время работала на авиаремонтном заводе, затем в Кировоградской Летной академии (ныне город Кропивницкий). Меня часто спрашивают, почему же я не стал пилотом. На самом деле, не было сильного желания избрать именно этот путь. Кажется, что это профессия со своей романтикой, а на самом деле — тяжкий ненормированный труд, эмоциональные нагрузки, жизнь на чемоданах… Обратил внимание на профессию, о которой уже много знал и испытывал интерес. В 1995 году поступил в Кировоградскую Летную академию.

— Расскажите подробнее про учебу. Какие предметы запомнились больше всего?

— Первые два года — общеобразовательный курс, последующие три — предметы по специализации и тренажерная подготовка. Запомнился интереснейший предмет — о проектировании и строительстве взлетно-посадочных полос. Вот Вы, например, знаете, что воздушным судам необходимо взлетать и садиться против ветра? Поэтому полосы строят исходя из того, откуда чаще дует ветер. Определяется роза ветров — векторная диаграмма, которая в метеорологии и климатологии характеризирует режим ветра на определенной местности по многолетним наблюдениям.

Одной из наиболее важной для будущего места работы была метеорология. Также особое внимание — английскому языку, на котором ведутся почти все переговоры диспетчеров с пилотами. Нужно знать фразеологию радиообмена — выражения, которые не имеют двойного смыла. Также надо на высшем уровне владеть разговорным английским, который необходим в решении нестандартных ситуаций при управлении воздушным движением.

тренажерная подготовка

— Поделитесь, пожалуйста, детальнее о тренажерной подготовке.

— Это отработка всех действий диспетчера на симуляторе — от обычного оборудования отличается только отсутствием локатора, который показывает реальные самолеты на мониторе. Установлена программа, позволяющая отрабатывать все случаи, с которыми в будущем диспетчер может столкнуться. Наряду с обычными рутинными задачами прописаны и форс-мажоры, такие как угон самолета, отказ связи на воздушном судне, возгорание двигателя, проблемы с электропитанием…

— Какие были Ваши первые шаги по окончании Летной академии?

— Моя карьера началась в Харьковском районном диспетчерском центре управления воздушным движением. В скором времени в Днепропетровске был построен центр обслуживания воздушного движения — с самой новой и прогрессивной автоматизированной системой в Украине, куда были переключены каналы связи из Харьковского центра. Часть сотрудников переехала сюда, в том числе и я. В первой столице осталась небольшая зона ответственности. Расстояние в данном случае не играет роли, поскольку радиолокаторы рассредоточены по всей территории Украины. Информация с них может поступать в любую точку страны.

— Расскажите о зонах ответственности диспетчеров.

— В каждом аэропорту есть аэродромно-диспетчерская вышка ­Укра­эроруха, с которой конт­ролируются маршруты руления, очередность выхода на взлетно-посадочную полосу и воздушное пространство в коридоре 20 км от центра полосы по направлению взлета или посадки. А движением за пределами аэропортов руководят сотрудники районных диспетчерских центров Украэроруха, которые находятся в Днепре, Львове, Киеве, Одессе и Харькове. В зоне ответственности Днепровского районного диспетчерского центра — воздушное пространство над северо- и юго-восточной частью территории Украины, над частью акватории Черного моря.

Спасение пассажира

— В чем заключается работа авиадиспетчера?

— Основная задача — обеспечение безопасности воздушного движения, исключение угроз столкновения между судами и препятствиями на земле. Мы корректируем план выполнения полета, исходя из различных факторов, по возможности сокращаем маршрут. Сообщаем пилотам информацию об изменении погодных условий, необходимости обхода грозовых очагов, очередности захода на посадку… Рекомендуем зайти на второй круг, находиться в зоне ожидания или лететь в ближайший ­аэропорт, если посадка может быть небезопасной. Также авиа­диспетчеры оказывают помощь в непредвиденных ситуациях на борту авиалайнера. К примеру, в случае отказа одного из двигателей самолету предоставляется более низкий эшелон. Диспетчер следит, чтобы не было опасного сближения с другими участниками воздушного движения. Тем временем на земле ведется подготовка к встрече аварийного рейса.

— Какая непредвиденная ситуация из Ваших трудовых будней запомнились больше всего?

— Лет пятнадцать назад самолет летел из Туркменистана в Англию. У пассажира случился сердечный приступ. Ближайший возможный для внеплановой посадки аэропорт находился в Борисполе. Я обеспечил авиалайнеру минимальное расстояние до аэродрома, передал всю необходимую информацию смежным органам. Слаженная работа диспетчеров, пилотов и медиков спасла жизнь человеку.

— Вы работаете и в качестве инструктора?

— Право учить диспетчеров получил в 2007 году. Когда после окончания Летной академии в центр УВД приходит новый сотрудник, следует обучить его спецификации по данному объекту, а также сделать заключение об усвоении материала. Также, я имею допуск на работу руководителем полетов.

любимая работа

— Что Вы можете посоветовать будущим авиадиспетчерам?

— Самое основное, что необходимо понимать, прежде чем подавать документы в учебное заведение, — это то, что на ваши плечи ляжет ответственность за жизни людей. Эта ответственность не меньшая, чем у пилотов. Вам придется руководить движением нескольких бортов одновременно, учитывать большое количество данных, анализировать их и быстро принимать правильные решения. Здесь важны такие качества, как внимательность, сдержанность, стрессоустойчивость и умение быть всегда начеку.

Тем, кто решил стать авиадиспетчером, нужно после окончания Летной академии (в Украине их две: в Киеве и Кропивницком. — Прим. авт.) пройти европейский тест на профпригодность. Если знаний для успешной сдачи недостаточно, то работать по этой специальности не сможете. Также важно понимать, что вы будете регулярно проходить курсы повышения квалификации. Еще нужно раз в три года продлевать лицензию на работу — будут оцениваться ваши знания и умения. Однозначно, важно вести здоровый образ жизни, так как предстоит регулярное прохождение медкомиссии.

И хотя требования для работы авиадиспетчером очень высокие, усилия того стоят. Я уже 20 лет в профессии и даже не могу представить себя в какой-либо иной работе. Считаю, что залог успеха — любовь к избранному делу.

— Интересно, а как выглядел рабочий процесс авиадиспетчеров до появления компьютерной техники?

— Информация передавалась по радиосвязи. Полученные сведения переносились в графики, которые авиадиспетчеры чертили на бумаге. Таким образом вычисляли движение воздушного судна, его скорость и направление. Специалисты видели, где какой находится самолет. Просчитывали, какому авиалайнеру нужно снизиться и когда, а какому — набрать высоту. Данные, которые сейчас автоматически появляются на мониторах, диспетчеры постоянно обрабатывали в ручном режиме, запоминали и анализировали. Мне довелось поработать с такими графиками — это была дополнительная страховка к современному оборудованию.

— Не секрет, что в жизни важна гармония. Хорошо, когда есть хобби, которое помогает переключиться после тяжелого рабочего дня…

— Совершенно верно! У меня это плавание и рыбалка. А еще — прогулки с собакой. Также в моей семье есть правило: не «приносить» работу домой. Это очень важно для полноценного отдыха в кругу близких людей.

— Александр Иванович, хотите что-то пожелать коллегам?

— Профессионального долголетия, поменьше стрессовых ситуаций, увеличения воздушного движения. А еще желаю получать удовлетворение от своей работы.

Екатерина Чередниченко,

Фото из личного архива Александра Курбатова