Наше наследие: на Днепропетровщине сохранился уникальный храм (Фото)
В селе Семеновка Криничанского района Днепропетровской области до наших дней сохранился Свято-Вознесенский храм постройки 1812 года. Это третий объект в регионе, внесенный в Государственный реестр недвижимых памятников Украины, о котором «Вісті» намерены рассказать своим читателям.
«Двойное» село
Первые упоминания о селе Семеновка относятся к 1691 году. В XVIII веке земли находились во владении дворян Лабинских. По преданиям, один из их потомков в результате несчастного случая погиб на охоте. Его отец решил разделить владения на две части. Одну в память о погибшем сыне назвал Семеновкой, а другую, на территории которой находилась родовая усадьба, по имени второго сына – Мироновкой. Есть еще одна трактовка этих названий. С начала XIX века и вплоть до 1917 года в селе жили два пана, Семен и Мирон. Их владения были разделены оврагом (балкой Савранкой), поэтому село состояло из двух частей: Семеновки и Мироновки. Якобы этот факт подтверждала уроженка села Мария Кривовяз (Великодная), родившаяся в 1906 году. Еще один старожил, Ярема, рассказывал, что как-то по дороге через село ехал царь со свитой и пан вышел встречать его с хлебом-солью. Как оказалось, напрасно. Из-за того, что в селе не было Божьего храма, царь отказался отведать угощение и посетить панские хоромы. И тогда в 1812 году пан с помощью крепостных приступил к возведению церкви.
В «привязке» к Полю
Следует отметить, что 1812 год – не случайная дата. В период войны боевых действий на территории Екатеринославской губернии не было, но здесь жили участники тех событий со своими семьями. Именно они, оценивая необходимость и важность сохранения памяти о победе над армией Наполеона, возводили культовые сооружения в селах, в бывших имениях дворян и влиятельных помещиков. Выражали таким образом благодарность Господу за милость, поминали погибших на полях сражений, просили благословения для тех, кто верой и правдой служил Отечеству и церкви. История местности и Свято-Вознесенского храма связана и с родом бывшего шведского, а по другой версии – литовского подданного Ивана Ивановича Поля. Во времена правления Екатерины ІІ он служил в русской армии. За участие в боях с турецкими, татарскими и французскими войсками, в штурме Измаила и альпийских походах Суворова Иван Поль получил 1500 десятин земли в Верхнеднепровском уезде Екатеринославской губернии. Семейная усадьба находилась в селе Малоалександровка. У Ивана Ивановича было трое сыновей, двое из которых пошли по стопам отца, выбрав военную службу. Старший сын – Петр Поль (1795-1870 гг.) дослужился до полковника, и какое-то время занимал пост санкт-петербургского полицмейстера. Средний сын – Николай (1797-1854 гг.) участвовал в чине прапорщика в войне 1812 года, а в составе 19-го Егерского полка – в походах русской армии в Европу, дошел до Парижа. По причине слабого здоровья был уволен из армии в чине подпоручика. 28 сентября 1832 года у Николая Поля родился сын Александр – будущий почетный гражданин Екатеринослава, исследователь, промышленник, меценат и коллекционер. Его не только крестили, но и через 30 лет венчали с Ольгой Коростовцевой в Свято-Вознесенской церкви села Семеновка. Учитывая эти данные, нельзя исключить, что ее основателями могли быть Иван Иванович и Николай Иванович Поли.
Культовая жемчужина
Строительство церкви продолжалось с 1812 до 1823 года. Она является одним из красивейших культовых сооружений Днепропетровщины, памятником архитектуры национального значения с охранным № 152. Это каменное, оштукатуренное сооружение в стиле классицизма с равноконечным крестом, четырехколонными коринфскими портиками на фасадах, завершенное полусферическим куполом. Фасады декорированы лепным фризом. Интерьер украшен орнаментной лепкой, в западной части расположены хоры. Раньше возле церкви находилась каменная колокольня, но в 70-е годы ХХ столетия ее разобрали. В 2019 г. храму исполнилось 207 лет. К сожалению, не сохранились внутреннее убранство, роспись. Кроме колокольни, была разрушена и церковная ограда. В настоящее время ведутся реставрационные работы: в соответствии с церковными канонами храм расписывают, ограду восстанавливают. По замыслу настоятеля храма Дмитрия Голушко, в элементах ее решеток будет отражена информация о жертвователях и благоустроителях. Желающие принять участие в возрождении знаковой святыни могут обратиться в Днепропетровское епархиальное управление.
Полина Дмитриева
Фото из открытых Интернет-источников



