Необычная история днепрянина, который каждый день спасает людей
Ежегодно 17 апреля в Украине отмечается День пожарной охраны. В преддверии профессионального праздника корреспондент «Вістей» побывала в государственной пожарно-спасательной части №19 и узнала о буднях старшего лейтенанта службы гражданской защиты Дениса Михеева.
Реализовать потенциал
– Денис, расскажите, почему Вы решили стать пожарным?
– Желание спасать людей зародилось, когда я был десятиклассником. Моего хорошего друга ударило током. Это случилось в подвальном помещении, я сразу вытащил его на улицу. Обратился к проходившим мимо ребятам. Одного попросил вызвать скорую помощь, а другого – позвать сотрудника пожарной части, которая находилась неподалеку. Я не мог оторвать взгляд от спасателя, который откачивал пострадавшего – пытался реанимировать. Боролся до последнего, но, к сожалению, было уже поздно… Тогда я и осознал, что хочу быть готовым к любой жизненной ситуации, уметь при необходимости оказать первую помощь. После школы поступил в Черкасскую академию пожарной безопасности. Я – родом из Зеленодольска и, спустя пять с половиной лет обучения, должен был работать там по распределению. Но так как знал, что в небольшом городе достаточно редко выезжают на пожары, приложил много усилий, чтобы попасть в областной центр.
– Вам хотелось реализовать свой потенциал по максимуму!?
– Совершенно верно! Около трех лет назад начал работать начальником караула в пожарно-спасательной части №2, которая находится возле рынка Озерка. Возгорания в Центральном районе случаются часто. Максимум в сутки – 28 выездов. А два месяца назад пошел на повышение – перевели в городской штаб. Теперь в мои обязанности входит больше административной и бумажной работы. На сутки заступаю старшим в городе по оперативной обстановке. Контролирую работу всех 8 пожарных частей Днепра. Выезжаю сейчас только на пожары повышенных рангов, а также на учения. И мне не хватает привычных будней, когда в каждую смену удавалось помогать людям…
«Кто, если не мы?»
– Это Ваше призвание – спасать?
– Именно! Это то, что я люблю делать. Сложно объяснить словами чувства, когда под боевкой выносишь из задымленной квартиры семимесячного ребенка; или когда на тебя смотрят полные слез и благодарности глаза людей. Помню, как после долгого тушения пожара сидели с коллегами на ступеньках. К нам подошел ребенок и, протягивая большую бутылку воды, искренне сказал слова благодарности за спасение. Все это помогает забыть об усталости, о том, как жарко в 35-килограммовой экипировке. О том, как передо мной падали плиты, перекрывая доступ к воде… Забыть о тепловых ударах, ожогах и травмах; об ужасных «картинах», которые нам регулярно приходится видеть. Слабеет и ощущение накопившейся тяжести в душе от сопереживания утратам и горю людей.
– А что для Вас самое страшное в работе?
– Хочу сказать, что не боится только дурак, а таких в нашей службе нет. У каждого человека присутствует это чувство, но его нужно контролировать. Действительно, случаются страшные ситуации, но пожарные не позволяют эмоциям руководить собой. Просто понимаем: «Кто, если не мы?» Бывают случаи, когда испуг происходит от неожиданности. Как, к примеру, во время ликвидации масштабного пожара на складах по ул. Юдина. Из-за задымленности я не заметил газовый баллон, который вскоре взорвался в четырех метрах от меня и напарника. Нас обдало волной горячего воздуха. Тогда даже панорамная маска прикипела к щеке, остался шрам.
Случай спасения
– Помните ли самых первых спасенных Вами людей?
– Это был пожар в двухэтажном доме на четыре квартиры по улице Староказацкой. Как только надел аппарат, заметил в окне ребенка. Звено из трех пожарных сразу направил на поиск и тушение очага возгорания, а сам по лестнице добрался до окутанной дымом напуганной девочки лет двенадцати, разбил кулаком стекло, спустил ребенка вниз и передал бригаде скорой помощи. Уже при осмотре медиков девочка с трудом выговорила, что в квартире осталась ее бабушка. Я через окно повторно забрался в помещение и начал поиск. Температура была высокой, а видимость – нулевой. Чтобы не заблудиться в незнакомой планировке, передвигался по принципу «правой руки» – все время касаясь стены. Пожилую женщину нашел почти сразу, она спряталась под диван и уже была без сознания.
– Какие, по Вашему мнению, самые частые причины пожаров?
– Наиболее распространенная причина: замыкание электропроводки, чаще – в старых домах. Практически все остальные случаи – из-за неосторожности людей. Часто вследствие чрезмерного употребления алкоголя. Человеческий фактор играет роль и в возникновении лесных пожаров. Уже начался сезон пикников, и очень хочется «достучаться» до людей, что нужно тщательно тушить остатки костра, даже если отдыхающим кажется, что вокруг нечему загореться.
– Расскажите подробнее о ликвидации лесных пожаров.
– Я работал на масштабных пожарах в пгт Кировское и Гвардейское, которые длились до нескольких недель. Со всех пожарно-спасательных частей Днепра формируется сводный отряд. Тушение происходит посменно: одни работают, другие отдыхают в палатках в безопасной зоне. Лесные пожары опасны тем, что при нагревании почвы могут взрываться снаряды времен Второй мировой войны.
Учения в ТРЦ
– После резонансного пожара в Кемерово, в Днепре и по всей Украине усилили учения в торгово-развлекательных центрах. Расскажите, как проходят такие мероприятия.
– Сейчас ТРЦ действительно уделяется повышенное внимание. Хотя на всех потенциально опасных объектах учения и прежде проводились регулярно – в торговых центрах, школах, больницах, на фабриках и заводах… Важно хорошо знать планировку здания, аварийные выходы, суметь в случае пожара быстро сориентироваться. Недавно я был на учениях в крупном ТРЦ, которые проходили рано утром. Участвовали пожарные из шести городских частей. Была имитация возгорания одного из залов кинотеатра – туда запустили дым. А тридцать сотрудников ГСЧС в гражданской одежде создавали панику, для того чтобы мы оказались в ситуации, близкой к реальной. Участвовал в учениях и сын замначальника части №60 в Подгородном. Отец передал его пожарному для спуска по автолестнице. Меня удивило, что пятилетний ребенок совершенно не боялся, и даже улыбался.
– У многих людей работа пожарных ассоциируется только с ликвидацией возгораний. Но есть и другая деятельность?
– Нас вызывают, если в доме не могут открыть дверь, которая заперта на внутренний замок. К примеру, был случай, когда бабушка, лет 80-ти, упала, и из-за перелома бедра не могла открыть своей дочери. Еще нас просят приехать, если разбился ртутный градусник, на откачивание подпочвенной воды в частных домах, снятие лебедей со льда, вылавливание змей, крыс, летучих мышей, птиц… Выезжаем и на вызовы с угрозой заминирования. А также на идентификацию взрывоопасных предметов, обезвреживанием которых занимаются взрывотехники. И рыбаков со льда снимаем. Да столько разных случаев!..
– А как проходит рабочий день при отсутствии тревожных звонков?
– Рабочая смена начинается в 8.00. Принимаем технику, проверяем инструменты. Ежедневно повторяем теорию и отрабатываем нормативы. Пожарные должны быть всегда в отличной форме, для тренировок во всех частях есть спортзалы и открытые спортплощадки. Для спасателя важно быть выносливым, так как не редкость – затяжные пожары. Даже если за сутки не прозвучал тревожный звонок, мы все равно в ожидании вызова находимся в «стрессовом состоянии». Домой прихожу морально уставшим.
– Как Вы уже сказали, ежедневно накапливается тяжелый моральный груз. Удается ли бороться с этим?
– Мне помогают экстремальные виды спорта. Прыгал с парашютом, занимался дайвингом, сплавлялся на байдарке по горной реке в Карпатах, поднимался на гору Дземброня
(1877 м), прыгал с веревкой с 16-этажного заброшенного дома…
– Денис, в завершение интервью, чтобы Вы пожелали своим коллегам в профессиональный праздник?
– Считаю, что спасатели – настоящие герои! Далеко не каждый справится с нашей работой… Хочется, чтобы в обществе это понимали и относились к нам с должным уважением. Желаю коллегам здоровья, выдержки и семейного счастья. Как бы ни было тяжело на службе, когда дома есть надежный тыл, – любящие жена и дети, – как камень с души спадает. Это важно для каждого из нас!
Екатерина Чередниченко,
фото автора