Новые правила парковки: что изменится для водителей с 27 сентября
В четверг, 27 сентября, вступают в силу новые правила парковки в Украине. Главное в них то, что от штрафов за парковку автомобилисту теперь будет не отвертеться. А самым законопослушным теперь придется платить по 100-200 гривен в сутки – или же искать себе отдаленную автостоянку.
При этом качество услуг парковки останется на том же – запредельно низком – уровне. Никакого бума строительства подземных или иных паркингов власти не обещают. Хотя для Европы это давно уже обыденная реальность.
“Страна” напоминает, что изменится для автомобилистов с этой неделе.
Удар по евробляхам
Виновным за любое нарушение считается владелец авто – даже, если за рулем другой человек. Соответственно штрафы выписываются владельцу.
А чтобы этого не произошло, человек с правом на управление должен заплатить сам и написать заявление и предоставить копию квитанции полиции.
В случае с авто на иностранных номерах, ответственность возлагается на того, кто ввез машину. Таким образом закон бьет по фирмам, которые завозят в страну “литовцев”.
Копию постановления об административном нарушении контролеры теперь могут оставлять под дворниками – как на Западе.
Размеры штрафов
Штрафы привязали к стоимости парковки. Например, попытка неуплаты, обойдется в двадцатикратном размере от тарифа парковки. Если парковка стоит 10 грн – водителя могут оштрафовать на 200 грн. Если оплатить нарушение в ближайшие 10 дней, сумму штрафа уменьшат на 50%. За уклонение от выплаты начисляется пеня.
Штраф можно схлопотать, не оплатив парковку в течение 10 минут после заезда. Итого непроплаченная стоянка на 10 минут может вылиться в 200 грн, то есть по 20 гривен в минуту.
Незаконная стоянка на местах для инвалидов штрафуется в 30-кратном размере от часа парковки.
Безналичный расчет
“Принятие инспектором по парковке денежных средств в наличной форме в счет оплаты стоимости услуг по парковке транспортных средств и/или в счет оплаты штрафов, наложенных на месте совершения правонарушения, влечет за собой наложение штрафа от пятидесяти до семидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан”, – говорится в законе.
Безналичный расчет исключает человеческий фактор и минимизирует возможность коррупции.
Три армии проверяющих
Парковщиков наделят полномочиями дорожных инспекторов, то есть они смогут выписывать штрафы, задерживать авто и перемещать их на штрафплощадки.
И для самих парковщиков предусмотрены штрафы: отсутствие паркомата – 850 грн, отсутствие страховки гражданской ответственности при транспортировке на штрафплощадку – около 1200 грн.
Кроме парковщиков и полиции штрафовать смогут парковочные инспекторы. Городские власти смогут создавать специальные муниципальные службы. Эти дружины будут финансировать за счет местного бюджета.
То есть – на водителей натравят целых три ведомства по контролю за парковкой. Вероятно для того, чтобы исключить возможность взяток, которые становятся выгодными при таком размере штрафов. Впрочем, ничто не помешает проверяющим поделить город на “зоны” и делать гешефт на водителях, желающих сэкономить. А таких будет множество.
Как будут работать эвакуаторы
Эвакуировать авто могут, если оно находится вне парковочной зоны и не только в случаях, когда транспорт мешает дорожному движению.
В случае задержания транспорта парковщики должны будут обязательно уведомить полицию. Владельцу отправят смс, если его номер обнаружат в информационной базе. Также информацию можно будет найти на сайте исполнительного органа местного совета.
Чтобы забрать машину со штрафплощадки, нужно оплатить штраф плюс доставку и хранение авто на площадке. Это может обойтись в сумму порядка 3 тыс грн и выше.
Обжаловать штраф можно через суд в течение 10 дней, сбор в этом случае не взимается.
Перед задержанием машины инспекторы обязаны будут зафиксировать нарушения в протокол с помощью фото и видео.
Информацию об эвакуации машины присылают на абонентский номер мобильной связи и на адрес электронной почты, указанные надлежащими пользователями или лицами, за которыми зарегистрированы транспортные средства,
Автомобиль эвакуируют, если он:
1. Поставлен на проезжей части в два и более ряда.
2. Расположен в запрещенных Правилами дорожного движения местах остановки или стоянки, в том числе:
– на железнодорожных переездах;
– на трамвайных путях;
– на эстакадах, мостах, путепроводах и под ними, в туннелях;
– на пешеходных переходах и ближе 10 метров к ним с обеих сторон, кроме случаев остановки для предоставления преимущества в движении;
– и т. д.
3. Своим расположением делает невозможным движение других транспортных средств или создает препятствие для движения пешеходов, в том числе лиц с инвалидностью на специальных средствах передвижения и пешеходов с детскими колясками.
4. Расположен на выделенной полосе для движения общественного маршрутного транспорта.
5. Расположен на обозначенной соответствующими дорожными знаками и/или дорожной разметкой велодорожке.
6. Препятствует движению или работе снегоуборочного и другого технологического коммунального транспорта в случае введения чрезвычайного положения или в случае объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации.
7. Нарушает схему парковки транспортных средств таким образом, что он блокирует проезд по двум или более полосам движения.
После задержания транспортного средства инспектор должен незамедлительно сообщить об этом в Нацполицию, с указанием времени и места, куда был эвакуирован автомобиль.
“В случае причинения транспортному средству ущерба при его транспортировке и/или хранении причиненные убытки возмещаются за счет субъекта хозяйствования, предоставляющего такие услуги, и/или соответствующего страхового возмещения”, – отмечают в законе.
Критика нововведений
Главной проблемой после 27 сентября станет, как ни странно, оплата парковки.
С одной стороны, звучит смешно. С другой – суть реформы свелась не к тому, что парковаться станет проще. А к потенциально огромным тратам автомобилистов за городские услуги, которые не улучшатся ни на йоту.
Поясним на простом примере. В центре Киева и прилегающих районах (впрочем, такая проблема существует по всей Украине) – запредельное количество автомобилей. Они физически не могут разместиться во дворах и вынуждены парковаться вдоль дорог. Примерно половина из них принадлежит людям, которые живут здесь постоянно.
Для них, при стоимости парковки 10 гривен в час в центре, суточная стоянка обойдется 240 грн, если человек в этот день никуда не выезжал.
Чуть дальше от центра, где тоже напряженка с парковкой, это будет стоить 168 грн в сутки (по 7 грн в час). В тесно застроенных спальных районах вроде Позняков – это 120 гривен в день (5 в час).
Альтернативы такой парковке – это подземные паркинги и наземные стоянки с более лояльной ценой. И тех, и других в Киеве и других крупных городах Украины не хватает от слова “совсем”. Власти не создали инфраструктуру для доступного хранения автомобилей – они просто выворачивают карманы у водителей, не предлагая никаких реальных улучшений.
И отсутствие цивилизованного сервиса парковок (в Европе подземные паркинги в центрах городов есть на каждом шагу) это не единственная проблема. Неработающие светофоры, отсутствие разметки – для многих это ставит под вопрос необходимость платить такие деньги еще и за паркинг. А с учетом галопирующего роста цен на бензин, поездка в центр на автомобиле станет совсем уж неподъемным развлечением.
После введения новых правил вырастут и цены на автостоянки, в которых и так не хватает мест. Если инспекторы начнут действительно резво штрафовать за парковку, автомобилисты ломанутся на автостоянки, которые не преминут поднять цены.
Таким образом, создается схема, при которой взятка становится выгоднее, чем легальная оплата услуги. А спрос рождает предложение.