Почему МВФ не торопится выделять деньги Украине

6-19 сентября делегация Международного валютного фонда побывала с официальным визитом в Киеве, после чего появилась информация о провале переговоров касательно новой программы финансирования stand-by.

Правительство Гройсмана все ещё не получило гарантий нового транша. Давайте попробуем выяснить, чем вызваны такие действия МВФ.

Слідкуйте за нами в Telegram та Viber !

Причин тому несколько. Прежде всего, следует понимать: когда миссия МВФ приезжает в какую-либо страну, её эксперты крайне детально изучают ситуацию, прежде чем вносить положения в Меморандум о сотрудничестве и выдвигать требования. На сегодняшний день, существует несколько линий, которые Украина не смогла выполнить в соответствии с договоренностями.

Во-первых, это касается борьбы с коррупцией. Давайте вспомним 2015-2016 гг., когда МВФ постоянно перекрывал нам транши и говорил прямым текстом о том, что принимает такое решение по причине проблем с коррупцией в Украине. Позже такая позиция легла в основу политики Запада по продвижению идеи создания Антикоррупционного суда в нашей стране. Он появился спустя два года требований, и сейчас в проекте бюджета на 2019 года заложена сумма чуть больше 240 миллионов гривен на финансирование органа. Эксперты, которые хорошо понимают институциональные вопросы, сходятся на том, что это очень маленькая цифра и даже на достойные зарплаты её не хватит. А ведь именно этот орган по идее должен сдвинуть с мертвой точки проблемы коррупции в Украине, существенных результатов борьбы с которой мы так и не увидели. Согласно рейтингам Transparency International, несмотря на то, что мы уже больше 3 лет реформируем этот сектор, принимаем законы, создаем институции, у нас прогресс остается на уровне плюс один – два балла. Несмотря на декларации власти, коррупция остается колоссальной проблемой как для внешних кредиторов, так и для инвесторов.

Во-вторых, в Украине серьезные проблемы с энергетическим рынком. Ещё в Меморандуме сотрудничества 2014 года по требованию МВФ было прописано постепенное повышение цен на газ. Поскольку Украина сейчас входит в избирательный процесс, Кабинет Министров начал пытаться выйти из неблагоприятной для себя ситуации, предлагать альтернативные возможности, чтобы это не особо ударило по рейтингу кандидатов от действующей власти. Соответственно, на сегодняшний день в полной мере это обязательство остается невыполненным. Тем не менее, следует учесть, что и МВФ во время своих требований также, как правило, предлагает несколько альтернативных вариантов решения проблемы. Например, в Меморандуме также было прописано требование повышения цен на газ, но в то же время предлагались субсидии малообеспеченным. А именно с этим аспектом у правительства серьезные проблемы, выплаты субсидий идут с постоянными задержками.

В-третьих, рост экономики Украины под большим вопросом. Эффективность экономики тесно связана с налаживанием экспорта, что в свою очередь стабилизирует национальную валюту. Сегодня, как мы видим, валютная политика полностью провалена. Рост экономики крайне незначительный, мы до сих пор не вышли на уровень до кризиса, у Украины по-прежнему негативное торговое сальдо. Все эти аспекты негативно сказываются на валютном рынке и на курсе доллара к гривне. Сегодня власть презентует нам колоссальные рывки в рейтинге Doing Business Мирового банка, но факты говорят о противоположном: бизнес не торопится инвестировать в Украину, а курс национальной валюты прямо зависит от финансовых поступлений в страну. Мы продолжаем больше покупать, чем продавать, поэтому у нас проблемы.

Это только ключевые моменты. А ведь в Меморандуме о сотрудничестве МВФ и нашего правительства ещё предусмотрены налоговая и пенсионная реформы. Следует помнить, что МВФ неоднократно заявлял, что одно только поднятие пенсионного возраста не решит проблему. Если это решение не подкрепить адекватной налоговой политикой, не создавать условия для активизации бизнеса, то от поднятия пенсионного возраста дефицит в бюджете не исчезнет. МВФ неоднократно заявлял, что нужно принимать дополнительные меры, поддерживать малый и средний бизнес, что должно помочь выйти Украине из экономического кризиса. Правительство не реализовывает эти направления, именно поэтому теряется доверие кредиторов.

Чего же сейчас ждут от Украины? МВФ ведет продуманную политику: он не торопится выдавать транш, ожидая от Украины очередного поднятия цены на газ в ближайшие 2 месяца до справедливой, по мнению кредиторов, отметки. В то же время, ожидается активизация реформ и борьбы с коррупцией. Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард в прошлом году неоднократно заявляла, что реформы должны позитивно сказываться на благосостоянии украинцев. Тем не менее, у населения по-прежнему один из самых низких уровней заработных плат в Европе. Реформы идут, мы выполняем обязательства перед международными партнерами, а качество жизни населения не улучшается.

Следует также отметить, что для правительства эти ожидания отнюдь не новость. Министерство финансов Украины находится в постоянной коммуникации с Международным валютным фондом и согласно сообщениям правительства, они ещё с весны текущего года пытались пересмотреть условия МВФ. Очевидно, как только сторонам удалось найти определенное понимание и подготовить пакет предложений, миссия МВФ приняла решение посетить Украину. Главная цель визита – обсудить то, как Украина выполняет свои обязательства.

Что же касается того, как ситуация с МВФ отразится на населении, то не думаю, что уже в этом году стоит ждать значительного скачка тарифов вплоть до 50% и разящего падения гривны. Несмотря на давление со стороны МВФ и желание правительства получить транш, который по предварительным оценкам должен составить 1–2 млрд. долларов, действующая власть будет учитывать электоральные настроения населения и пытаться сдерживать негативные явления любыми возможными способами. 1–2 миллиарда долларов стратегически ситуацию в Украине не поменяют. Уже были периоды, когда Украине перекрывали финансирование и это приводило к кризису, но все же это не экономический коллапс. Поэтому рост тарифов и инфляция вероятнее всего будут проходить постепенно. Также стоит отметить ещё один важный аспект – либерализацию земельного законодательства, что продолжает быть одним из условий Международного валютного фонда. Крайне маловероятно, что правительство будет делать решительные шаги в этом направлении в ближайшие полгода, поскольку это моментально пошатнет электоральные симпатии.

При этом, представители власти в рамках избирательной кампании будут продолжать повторять, что столько, сколько было сделано в Украине за последние 4 года, не было сделано в стране за все 25 лет. С этим трудно согласиться и именно ситуация с МВФ это наглядно показывает. Начиная с 2014 года, мы начали терять рынок СНГ и за последующие 3 года лишились более 15 миллиардов долларов, набрав кредитов только у МВФ более чем на 12 миллиардов, не считая помощи от США и Европейского Союза. Тем не менее, несмотря на популярные среди экспертов мнения о грядущем дефолте, все это время его удавалось избегать. Не должна стать исключением и текущая ситуация с траншем.

Во время переговоров важно понимать, что условия для транша Украина не выполнила, как по причине решений правительства, так и действий наших парламентариев. Вероятнее всего диалог будет выстраиваться следующим образом: наша сторона привычно будет многое обещать, оправдывать войной медленный прогресс с реформами и просить о поддержке. Тем не менее, у МВФ, очевидно, есть иное понимание ситуации, о чем свидетельствует точка зрения бизнеса. Европейская Бизнес Ассоциация недавно сформулировала 3 основные проблемы, по которым предприниматели не хотят работать в Украине – это коррупция, неэффективная судебная система и нестабильность валюты. Да, МВФ признаёт, что из-за войны Украина потеряла 20% своей промышленности, но это ни в коей мере не освобождает от обязательств проводить реформы в остальных областях. Типичный пример: в Меморандуме Украина-МВФ была прописана либерализация налоговой системы. Что мешает сегодня создавать свободные экономические зоны в Одессе, Львове, Харькове, привлекать внутренние и иностранные инвестиции? Пассивность и оправдания войной уже не работают с 2015 года, не сработают они и на этот раз. МВФ доверял Украине и предоставлял серьезный карт-бланш и финансовые ресурсы. Результаты, очевидно, не впечатлили, а ресурс доверия не бесконечен.

Тем не менее, корень экономических проблем Украины сегодня не в том, даст или не даст Международный валютный фонд очередной транш. Проблема в том, что власти Украины должны изменить своё восприятие МВФ. Необходимо работать над тем, чтобы вместо кредитов в страну заходили прямые инвестиции. Для аналогии можно привести текущий конфликт между Турцией и США. После того, как Дональд Трамп инициировал санкции в отношении Анкары, ожидалась галопирующая инфляция турецкой лиры. Это продолжается в Турции по той же причине, что и в Украине: она просто покупает больше, чем продает, что уже привело к отметке в 77 миллиардов долларов дефицита в бюджете. Это происходит в том числе и потому, что у Турции энергоёмкая экономика, а цены на энергоресурсы продолжают расти. Тем не менее, Реджеп Эрдоган нашел выход из создавшегося положения в Катаре, который в свою очередь заявил о готовности инвестировать 15 миллиардов долларов в экономику Турции. Вот пример того, как доверие к налоговой системе одной страны позволяет ей получить от другого государства 15 миллиардов долларов инвестиций, а никаких не заимствований. Украине стоит менять логику и перенимать подобный успешный опыт, а пока в стране постоянный кризис и неэффективная государственная система, в неё не будут не только инвестировать, но и даже давать взаймы.

Источник: ikontrol

Більше на нашому каналі в  YouTube, та на сторінках у  Facebook, Instagram!