Скрипачка с мировым именем выступила в Днепре

20-22 ноября в Днепропетровской академии музыки им. М. Глинки состоялось значимое культурное событие – «Европейский музыкальный форум» в рамках международного фестиваля музыкального искусства «Музыка без границ».

В фестивальной программе были концерты и мастер-классы мировых звезд классической музыки из Франции, Швейцарии, Польши, Нидерландов, Украины.

Слідкуйте за нами в Telegram та Viber !

Фестиваль прошел при поддержке программы Бориса Филатова «Культурная столица» и в этом году собрал на одной сцене рекордное количество солистов – десять крупных мастеров современного музыкального искусства.

Одной из солисток фестиваля в этом году стала Александра Сумм, музыкант с мировым именем, лауреат международных конкурсов. Нашему изданию талантливая скрипачка дала эксклюзивное интервью.

Александра Сумм – уникальная одаренная скрипачка. А факты из ее биографии говорят сами за себя. Первый концерт в возрасте семи лет, Венский университет музыки и исполнительского искусства – в 11. Победа в конкурсе «Евровидение» для юных музыкантов – в 15. Лауреат премии «London Music Masters» – в 23. Скрипка в ее руках – работа Джованни Батисты Гваданини ХVIII века. У нее 40 концертов в год в десятках стран мира, сотни сыгранных произведений, тысячи слушателей – можно долго перечислять информацию о скрипачке, которая к тому же владеет пятью языками. Но лучше о ней расскажут ее ответы, которые она дала на вопросы нашему корреспонденту в эксклюзивном интервью.

– Александра, что Вас связывает с Днепром и с фестивалем «Музыка без границ», который проходил в Днепре 20-22 ноября?

– У меня тут дедушка и папа выросли, так что этот город для меня был важным. В этот раз папа, к сожалению, не смог приехать. Я в Москве родилась, но когда мне было два года, уехала из Москвы и живу в абсолютно другой культуре. Но все равно, когда приезжаю сюда, ощущение, что я – дома. Этого ощущения в Европе, настолько сильного, нет. Поэтому мне очень приятно сюда приезжать и с Дмитрием Логвиным (художественный руководитель и дирижер камерного оркестра им. Гарри Логвина «Времена года», заслуженный деятель искусств Украины – ред.)еще раз поработать очень приятно.

– Фестиваль музыки проходит в Днепре с 2009 года. Что побудило Вас преодолеть столько тысяч километров, чтобы приехать сюда?

– Во-первых, я очень люблю Дмитрия Логвина, я считаю, что он замечательный человек и музыкант, и с ним музицировать на сцене всегда здорово.

Ну, а насчет того, что до Днепра далеко добираться из Парижа, так это не так далеко, как до Японии, например. Я езжу в разные части мира, часто была в Бразилии (у меня там много учеников моих), в Венесуэле была, в Камбоджи была, в Южной Африке, и всего лишь две пересадки самолетами – это для меня не тяжело.

Да и работать с молодыми музыкантами важно для меня. Мне 28 лет, и играть с музыкантами, которым от 20 до 25, очень важно. Ведь это музыканты моего поколения. Мы – не друзья и живем в разных странах. Но нас объединяет любовь к музыке, поэтому я всегда буду очень рада сюда приехать.

– В одном из интервью Вы сказали, что с шести лет мечтаете полететь в Африку. Перечисляя сейчас страны, в которых уже побывали, Вы назвали Южную Африку. Какими были Ваши впечатления, когда Вы побывали там?

– В Южную Африку я поехала на каникулы. Я всегда хотела работать для людей, у которых нет возможности слушать музыку высокого уровня. Поэтому почти шесть лет назад я создала свою собственную организацию, которая называется «Esperanz’Arts». В моей команде сегодня 70 артистов, танцоров, актеров и фотографов. Мы даем около 40 концертов в год. А два года назад поехали в Камбоджи и играли там для двух тысяч детей, многие из которых были слепыми, некоторые – глухими, с аппаратами чувствовали вибрацию.

Играть в таких местах для меня всегда волнительно. Ведь зрители – это дети, которые никогда не слышали такую музыку. И я надеюсь, они будут помнить всю жизнь этот концерт. Я – точно.

– Есть ли у Вас желание посетить интернаты в Днепре?

– С большим удовольствием. Я почти всегда теперь, когда куда-то еду, остаюсь на один день или приезжаю на один день раньше. Потому что уж лучше, чем сидеть в гостинице, что-то хорошее сделать. Поэтому с удовольствием пойду и поиграю всем, кому надо.

Я считаю, что каждый человек должен какую-то роль играть в обществе и в социальной жизни. Не обязательно иметь свой фонд – каждый в своей сфере должен сделать максимум, что он может, чтобы что-то изменить в мире.

– С чем связано такое Ваше убеждение: с религиозными предпочтениями или для Вас желание изменить мир к лучшему – внутренняя потребность?

– Есть какие-то ситуации в мире, с которыми я не могу согласиться. Я не могу смириться с тем фактом, что столько бездомных у нас во Франции. Это невозможно в 2017 году, просто невозможно.

Что я могу сделать? Я не могу этим людям дать дом – я могу им дать свое искусство, я могу им дать свое время и могу привести музыкантов, своих друзей, чтобы у них был час, какой-то замечательный момент, когда они могут увидеть, что люди думают о них, им что-то дают очень сильное… Ведь бездомным так не хватает красоты и нежности в их жизни. И это нужно им дать. Я считаю, что это моя миссия. И если каждый это будет делать, тогда может быть что-то изменится. И я не думаю, что мои убеждения связаны с религией. Я думаю, это просто мой характер. Хотя я – верующий человек, даже пела в церковном хоре пару лет…

– С семи лет Вы выступаете на сцене. Что мотивировало Вас развиваться и какую роль сыграли в Вашем становлении родители?

– Заниматься я не очень любила. И, конечно же, родители меня заставляли заниматься. Ну, а какой ребенок любит заниматься много часов в день? Но я знала, что сцена – это моя жизнь, и для этого нужно пожертвовать многим.

– Бытует мнение, что творческие люди – очень ранимые, тяжело переносят критику. Как Вы с этим справляетесь?

– Я ничего не читаю о себе. Меня это не очень интересует, если честно. Я очень слушаюсь родителей и своих педагогов. Нужно просто верить в то, что мы делаем, и самому себе быть самым сильным критиком. Так что я гораздо более ранимая, когда близкие меня критикуют, когда слышу слова от людей, которые в меня верят и которых я очень люблю. Это бывает не так просто, но с этим тоже нужно жить.

– Сколько часов в день Вы проводите за инструментом?

– По-разному, но в среднем, 5-6 часов каждый день. Я очень много сейчас работаю с партитурами, конечно, занимаюсь техникой гаммы, этюды каждый день, Баха каждый день играю, стараюсь переодически все-таки новое что-то просто для себя играть. Бывают дни, когда я играют подряд 15 разных скрипичных концертов, просто чтобы вспомнить. Держать все в репертуаре не так уж просто, если в сезон я играю 20 разных концертов, то нужно все время держать все это в руках. Это не так легко. Но еслидостаточно заниматься, все будет хорошо.

– Это внутренняя потребность – играть 5-6 часов или необходимость посвящать музыке, чтобы быть в форме музыкальной, профессиональной?

– Я думаю, что это необходимость. У каждого она разная. Я очень эмоциональный человек, и у меня каждый концерт, как последний. Поэтому я очень устаю. Я не могу играть 150 концертов в год. Не страшно, если сыграю 40, но будет 40 хороших, надеюсь, хороших. И после этого всегда мне нужен один день, чтобы восполнить энергию, вдохновить себя заниматься.

– Когда Вы слышите овации, поздравления после концертов, не тяжело на следующий день снова начинать репетировать, заново ставить себе цели?

– Это всегда очень тяжело: пережив какой-то успех, все снова начинать с нуля. Это тяжело. И поэтому все время, каждый день, надо искать, что будет вдохновлять идти дальше. И найти не так важно – важно искать, не поверхностно, а по-настоящему понять. И лично я очень люблю искать, искать и ошибаться, и не бояться что-то попробовать новое. Ведь если не получится в этот раз – не страшно, жизнь же длинная.

Беседовала Анна Шевченко

Фото Сергея Шевченко

Більше на нашому каналі в  YouTube, та на сторінках у  Facebook, Instagram!