«Сретение» означает «встреча с Богом»

В понедельник, 15 февраля, православные отмечают один из 12 важнейших праздников после Пасхи — Сретение Господне.

В этот день, сороковой после Рождества Христового, Мария и Иосиф, следуя ветхозаветному закону, пришли из Вифлиема в Иерусалим, чтобы принести Младенца Иисуса в храм и посвятить Его Богу.

СТАРОДАВНЯЯ ИСТОРИЯ

Праздник Сретения Господнего — один из самых древних в христианской церкви. Святители Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст произносили перед народом первые сретенские проповеди еще в IV-V веках.

Исторически достоверное свидетельство о праздновании Сретения — это «Паломничество ко Святым местам» Этерии (Сильвия) в конце IV века. В VI веке праздник стал общегосударственным для Византии. Вслед за этим традиция торжества распространилась по всему христианскому миру.

Со старославянского слово «сретение» переводится как «встреча». Жил в стародавние времена праведный старец Симеон. Будучи одним из образованнейших людей, занимался переводом священных книг с еврейского языка на греческий.

История гласит, что, переписывая книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве примет и родит Сына». Словом «дева» называли невинных девушек, поэтому Симеон решил заменить его на «жена». В этот момент старцу явился ангел и, удержав руку, сообщил, что он будет жить до тех пор, пока собственными глазами не увидит исполнения пророчества — ново­рожденного, которого принесет Дева.

По преданию, Симеон прожил при храме более трехсот лет, безропотно ожидая исполнения воли Божией. Увидев Иосифа и Марию с Младенцем, поднимающихся по ступеням обители, сразу же вышел навстречу, взял Его на руки и произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение, которое Ты приготовил для всех народов».

После этих слов старец предсказал Пресвятой Деве будущее о Христе и Ее страданиях у Креста Сына. В этот же день Мария и Иосиф встретили у храма благочестивую вдову Анну-пророчицу, которая день и ночь служила Богу постом и молитвой. Она узнала в Иисусе Спасителя и рассказала о нем жителям города.

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ

Сретение считается еще и днем первой встречи зимы с весной. По этому поводу у народа было много поговорок: «На Сретение зима с весною встретилась», «В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила», «На Сретение цыган шубу продает». Праздник называли «Громницы», «Зимобор», «Сретенские морозы», «Сретенские оттепели», «Семен Богоприимец» и у него было множество традиций.

— Праздник схож с праздниками в честь Девы Марии, поэтому ей посвящены песнопения и обращения.

— В некоторых регионах было принято обходить свое жилище с иконой Сретения Господнего или Спаса.

— Воде, освященной в праздник, приписывали целебные свойства, поэтому она ценилась наравне с крещенской. Этой водой окропляли домашний скот, ульи на пасеке, воинов перед боем, чумаков перед дальней дорогой. Использовали ее для защиты от сглаза и ведьмовского колдовства, лечения ран и внутренних болезней. Интересно, что изначально сретенскую воду не носили в храм, а по каплям собирали с тающих сосулек.

— Прихожане должны были в течение года хранить дома освященные свечи. Зажигать их следовало, если семье грозила опасность или болезнь. Ровное пламя означало, что все будут живы и здоровы.

— Празднование сопровождалось народными гуляниями. Хозяйки пекли блины, символизирующие солнце, и звали к застолью всю родню. В отдельных случаях пекли баранки, чтобы накормить ими домашних животных: считалось, что это защитит их от болезней.

— После праздника начинались весенние работы: в селах выгоняли скот из хлева в загон, готовили семена к посеву и белили плодовые деревья.

СВЕЧА — «ГРОМНИЦА»

На Сретение Господне в храме проходит особая служба, во время которой освящаются свечи: в народе их прозвали «громницами». Этот обычай пришел в православную церковь от католиков в 1646 году, когда митрополит Киевский, святитель Петр (Могила) издал свой требник (книгу с молитвами).

К сретенским свечам в православной церкви относятся с благоговением. «Громницам» издавна приписывали способность оберегать дом и хозяйство от пожара и бед, посевы — от града, а людей — от сглаза и болезней. Верующие считают эти свечи одним из главных средств очищения, усмирения ссор, лечения души и тела.

При ярком пламени, являющемся «проводником» Божьей благодати, молятся, рассказывают Господу о своих горестях и просят помощи в надежде на то, что молитвы, возданные с чистым сердцем, будут услышаны, а просьбы — исполнены.

Полина Дмитриева
фото: из открытых источников