В Днепре находится жемчужина украинской архитектуры (фото)
Это необычное здание в самом центре Днепра хорошо знакомо каждому. Жемчужина украинской архитектуры – Дом Хренникова. Уже несколько десятилетий в нём работает известная гостиница «Украина», реорганизованная в 1996 году в пятизвёздочный гранд-отель.
Здание, построенное как доходный дом, изначально принадлежало коммерсанту и меценату Владимиру Николаевичу Хренникову. Хоть и в несколько изменённом виде, но оно всё же сохранилось и является визитной карточкой нашего города.
В начале ХІХ столетия этот участок принадлежал первому в Екатеринославе часовому мастеру Фёдору Ковальскому. А в середине ХІХ века его владельцем уже стал купец І-й гильдии Прокофий Андреевич Белявский, который построил здесь каменный торговый ряд на шесть магазинов. После смерти в 1870 году Белявского, большая часть его состояния включая торговый ряд, достались его дочери Любови. В начале 1870-х годов Любовь Белявская вышла замуж за купца Николая Николаевича Хренникова, а в 1876 году у Хренниковых родился сын Владимир. Кроме него родились дочери: Мария (впоследствии вышла замуж за дворянина П.А. Лабинского) и Вера (умерла в детстве). Любовь Хренникова умерла в 1882 году в возрасте 30 лет. Всё своё личное состояние она завещала детям.
На протяжении 1900-х годов в торговом ряду на углу Екатерининского проспекта и Первозвановской (Короленко) улицы, который принадлежал Владимиру Николаевичу Хренникову, работали магазины: оружейный Ф.П. Дедикова, бакалейный А.А. Уманского, красок и лаков Лифшица и Немировского, галантерейный Ш.А. Влодавского, красок Златина, посудный Л.С. Гинзбурга, и кондитерская М.О. Щепанкевича. В конце 1900-х годов у Владимира Николаевича возникла идея выстроить на месте торгового ряда доходный дом. Для расширения территории под строительство, в 1909 году он приобрёл у соседа со стороны Проспекта Ивана Стрекозова около половины его участка. Закладка нового здания состоялась 30 октября 1910 года. Строительство затянулось и здание было окончено только осенью 1913 года.
Дом имел предназначение делового центра, где органично совмещались торговая, развлекательная и офисные зоны. Первый и второй этажи отводились под размещение магазинов, в том числе и двухэтажных. Третий и четвёртый этажи относились к конторской зоне. Дом имел собственный театральный зал, вход в который осуществлялся с Первозвановской улицы. Фойе и парадная лестница театра размещались в первом и втором этажах, а сам театральный зал помещался в дворовом корпусе. Проект дома Владимир Хренников осуществил сам, а главным вдохновителем и идеологом проекта был Дмитрий Яворницкий, который способствовал распространению украинского архитектурного модерна в Приднепровье. Для работы над проектом также были приглашены молодые петербургские архитекторы, выпускники академии художеств – П.П. Фетисов и Л.Л. Хойновский.
На основе единой идеи был создан необычайно сложный целостный ансамбль. Белые стены, прорезанные разнообразными по форме, чаще трапециевидными «запорожскими» окнами, завершались карнизом на деревянных резных кронштейнах и высокой черепично-аспидной крышей. Все наиболее значительные места фасада подчёркивали башни, увенчанные шпилями и напоминающие купола старых запорожских церквей. Обилие майолики, которая сконцентрирована в два пышных многоцветных панно на главном и боковом фасадах, и использована в отделке угловой башни, арки въезда во двор, простенках четвёртого этажа. Здание было продумано и проработано в едином ключе от общих масс до внутренней отделки. Многоцветные витражи, выполненные по аналогам народных росписей и вышивок, фурнитура дверей, мебели общественных помещений. Анализ архитектурной композиции дома, его декоративных украшений и насыщенного исторической романтикой художественного образа позволяют утверждать, что авторы стремились придать ему не только необычайно монументальный характер, но и создать неофициальный монумент славы Запорожской Сечи.
В начале января 1914 года в доме Хренникова открылся театральный зал, в котором начал работу кинотеатр получивший название «Паласс». Быстро оказались востребованы и торговые помещения. Уже в начале 1914 года здесь работали магазин вин Н.Н. Бекетова, оружейный Ф.П. Дедикова, магазин торгового дома «Шлапаковы и Ко». В ноябре 1914 года Владимир Хренников выделил 4 и 5 этажи своего дома под размещение военного госпиталя. Но здание оказалось не пригодно для его размещения и госпиталь здесь так и не открыли. Вместо него часть помещений была передана комитету по сбору пожертвований для армии, который разместил здесь контору и склады пожертвований. Сдать в аренду конторские помещения удалось только в середине 1915 года. Их арендатором стало 1-е Коммерческое училище им. Императора Николая ІІ, собственное здание которого было занято под госпиталь.
Владимир Николаевич Хренников покинул Екатеринославскую губернию в 1918 году. Причём своё имущество он, похоже, просто бросил на произвол судьбы. С окончательным установлением в городе советской власти национализированный дом Хренникова был весьма востребован. На протяжении 1920-30-х годов здесь размещались как административные организации, так и конторы различных предприятий и артелей. С 1925 года были восстановлены и магазины. В период НЭПа здесь работали бакалейный и винно-гастрономический магазин №39 Центрального рабочего кооператива (открыт 5 февраля 1925 г.), магазин №1 булочно-кондитерской артели «Октябрь» (работал в 1926 г.). С середины 1920-х годов в здании были выделены помещения профсоюзу работников медицинского и санитарного труда, для размещения квартир нескольких врачей различных специальностей и клуба медицинских работников. Клуб имел зрительный зал, комнаты отдыха, при нём работала областная медицинская библиотека с небольшим читальным залом.
В 1922 году в бывшем доме Хренникова был вторично открыт городской художественный музей (первое его открытие состоялось в 1914 году). Очень востребованным оказался и театр, в котором разместился клуб «Молодой ленинец». Здесь ставили агитационные постановки и демонстрировали кинофильмы. С февраля 1927 года в театральном зале начал работу театр юного зрителя «Пионер». В 1933 году театр и кинотеатр были реорганизованы: кинотеатр модернизировали в звуковой и переименовали в «Жовтень», а театр «Пионер» с этого года именовался просто театром юного зрителя. В конце 1936 года Художественный музей покинул бывший дом Хренникова и переехал в здание по улице Шевченко, 21, где он размещается по сей день.
В годы Великой Отечественной войны дом Хренникова подвергся новым испытаниям. В ходе боёв за город в августе-сентябре 1941 года здание не пострадало, и уже осенью дом был объявлен собственностью Рейха. В помещении кинотеатра «Жовтень» уже в ноябре начал работать немецкий «Центральный» кинотеатр (с февраля 1942 года – кинотеатр «Виктория»). В конце декабря на втором этаже разместилось Главное архитектурно-планировочное управление города. Основным заданием поставленным перед ГлавАПУ, было восстановление планов города, планов подземного хозяйства и сетей. Для этого в здании были сконцентрированы остатки архивов институтов «Промстройпроект», «Стальконструкция», «Шахтострой», «Днепропроект» и собственного архива ГлавАПУ. В 1942 году в здании работал комиссионный магазин Ткачёва, занимавший помещение у входа в кинотеатр. О других коммерческих заведениях этого периода сведений не обнаружено.
В октябре 1943 года, при боях за освобождение города, бывший дом Хренникова был подожжён немецкими сапёрами и от него остались только закопченные стены. Проект восстановления здания под размещение гостиницы был поручен архитектору В.А. Зуеву только в 1949 году. В 1952-53 годах здание было восстановлено с максимальным сохранением старых фасадов, но при этом с максимально упрощённым решением кровли. Все малые башни были заменены барочными фронтонами. Вместо угловой башни установлен тяжеловесный четырёхгранный шатёр. На главных фасадах исчезли балконы. Очень значительно была изменена внутренняя планировка. Корпус театрального зала надстроили до четырёх этажей, где на первом и втором этажах разместился ресторан с отдельным входом, а верхние этажи перестроили под номера гостиницы. Сложная планировочная схема этажей, в которой ранее присутствовали комнаты разных размеров и достаточно большие залы, теперь была заменена коридорной планировкой с небольшими по площади гостиничными номерами.
Гостиница получившая название «Украина» была открыта в 1954 году. Горожанам пришлось привыкать к новому, значительно ухудшившемуся, по сравнению с первоначальным, облику здания. Именно по мере этого привыкания и восстанавливалась его новая популярность.
Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ – Днепропетровск»
по материалам краеведа и историка
Валентина Старостина