В Днепре презентовали проект Мемориала «Памяти жертвам нацизма»
В канун 80-летия начала массовых расстрелов еврейского населения Днепропетровска осенью 1941 года еврейская община Днепра презентовала проект Мемориала «Памяти жертвам нацизма» и объявила сбор средств на его строительство.
Очень долго на месте расстрела днепропетровских евреев памятника не было вообще. Никакого. Как будто не было и никакого расстрела тысяч ни в чем не повинных людей. Овраг – и овраг… Мало ли в нашей степи оврагов?!. Потом, в семидесятых годах прошлого века, советская власть вспомнила в очередной раз, что никто не забыт и ничто не забыто, и снизошла. Пусть не совсем там, где убивали, а чуть поодаль появился камень с иезуитской надписью золотыми буквами: «Мирным гражданам – жертвам фашизма. Октябрь 1941г.» И только в 2002 году в балке ботанического сада ДНУ установили памятник не безликим мирным гражданам, а десяти тысячам представителям еврейской нации, убитых фашистами за то, что они родились евреями.
Как сообщает газета еврейской общины города «Шабат шалом», более 30 лет собирали имена евреев, погибших во время нацистской оккупации Днепропетровска. И теперь настало время увековечить их память. До оккупации в городе проживало около 100 тысяч людей этой нации. С 1941 по 1943 год фашисты уничтожили от 17 до 21 тысячи евреев города, большинство из которых (около 14 тысяч) – в Красноповстанческой балке.
По своим масштабам трагедия евреев Днепра сопоставима с Бабьим Яром. Если учитывать пропорциональное соотношение общей численности населения Днепропетровска и Киева, можно считать Красноповстанческую (Длинную) балку нашим Бабьим Яром. Именно здесь хотят соорудить новый памятник.
Мемориал эмоционально и символически воспроизводит атмосферу тех страшных событий. Он должен стать художественным символом и наглядным напоминанием о том, к чему приводят тоталитаризм, расизм и ксенофобия.
Автор проекта мемориального комплекса «Памяти жертвам нацизма» – известный архитектор, руководитель архитектурного бюро «Студия 7» Александр Сорин. Заметим, что он же – автор проекта уникального здания «Меноры», крупнейшего в мире еврейского культурно-делового центра, а также – мемориала «Мацева» в парке Писаржевского, гостиницы «Аксельхоф», жилых и культурно-деловых комплексов «Ступени», «Воскресенский», «Кудашевский», «Библиотека» и многих других объектов как в Днепре, так и во многих городах Украины и Израиля.
– Александр Евсеевич, при Вашей загруженности, как Вы восприняли предложение создать проект мемориала? Кто и когда Вам это предложил?
– Идея сооружения мемориала возникла еще в 2017 году. Меня пригласили главный раввин Днепра Шмуэль Каминецкий и директор городской еврейской общины Зелиг Брез. Сказали, что хотят увековечить память более 14 тысяч расстрелянных фашистами в Красноповстанческой балке евреев Днепропетровска. Осознавая огромную ответственность и важность этого замысла, я согласился.
– Где именно будет располагаться и что собой представит мемориал?
– Это территория парка им. Гагарина площадью 900 квадратных метров, между университетскими библиотекой, стадионом и гаражами. Именно в том овраге, где расстреливали, куда сбрасывали и где закапывали тела несчастных.
В архитектурной стилистике мемориальный комплекс как бы двухуровневый. Более чем двухметровый перепад высот символизирует тот самый ров, где были расстреляны и захоронены 14 тысяч днепропетровских евреев. Такое разделение обусловлено и самим рельефом местности – обрывом.
Верхний уровень, находящийся в плоскости существующей аллейки, условно назвали площадкой памяти. Она будет выложена булыжником, символизирующим булыжные мостовые города, по которым вели в балку несчастных. Опоясана невысокой декоративной стеной со словом «ПОМНИМ» на пяти языках – украинском, иврите, идише, английском и русском. Также в стене предусмотрены ниши для свечей памяти и ритуальных камешков.
В центре верхней площадки, будто из окровавленного углубления, в красном граните вырастает разорванная, как человеческие судьбы, на две продольные части, устремленная в небо лестница, выполненная в виде убывающих по высоте ступенек. В визуальной перспективе обе лестницы сужаются и внезапно обрываются. Это символические ступеньки на небеса, которыми поднимались в вечность расстрелянные – старики, женщины, дети, младенцы. Между двумя лестницами – изрешеченные пулями Звезды Давида, что носили на груди все евреи в оккупированном фашистами городе.
Рельеф земли нижнего уровня мемориала решили не трогать – чтобы не потревожить людские останки в братской могиле. Даже не высаживать там декоративные цветы – только полевые и обычную траву. Границы этого рва будут обозначены полукруглой дорожкой из гравия и стелами с 14 тысячами выемок – по количеству жертв трагедии. А также – 4 200 табличек с известными на данный момент именами покоящихся там несчастных. В любой момент установленное имя жертвы будет нанесено на табличку.
Задумка с гравийной дорожкой также имеет подтекст. Для того чтобы прочитать имена на пилонах, нужно подойти ближе и ступить на гравий. Эта поверхность, в отличие от твердого покрытия, как бы рассыпается, выскальзывает из-под ног, а при ходьбе гравий издает зловещий скрежет, как бы напоминая о смертельной опасности этого места, этого рва… Все это создает соответствующее эмоциональное состояние, осознание шаткости земного существования, уязвимости и хрупкости человеческой жизни.
– Вы сказали, что начали работать над проектом мемориала еще в 2017 году. Отчего же только сейчас дело дошло до его установки?
– Это связано с бюрократическими проволочками, с отводом земли под мемориал. Так как эта территория принадлежит университету, то вопрос пришлось решать через Министерство образования. А установка мемориала – прерогатива Министерства культуры. И везде требуют сотни разрешений, согласований, бумажек с десятком подписей и печатей. Но вроде бы на сегодня все согласовано.
– А сколько времени потребовалось Вам, чтобы все это придумать и разработать?
– Ой, я уже точно и не помню. Это ведь творчество, которое подчинено воле Всевышнего, космосу и вдохновению. Например, до сих пор мало кто верит, что здание «Меноры» я нарисовал за два дня. Мое же изначальное видение символики мемориального комплекса и проект, который я представил руководству общины, пришлось несколько изменить. Я не учел некоторые религиозно-этические нюансы…
– Ну и самый волнующий вопрос – о времени возведения мемориала…
– Насколько я знаю, еврейская община Днепра объявила сбор средств на строительство и возведение мемориального комплекса «Памяти жертвам нацизма». Если процесс пойдет живо, то начнут уже в начале будущего года.
ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО