В Днепре рассказали малоизвестную историю Монастырского острова

Согласно легенде, приведенной архиепископом Феодосием (Макаревским), в 870 году на этом острове византийскими монахами был основан монастырь, в котором в 957 году останавливалась княгиня Ольга, а в 988 году князь Владимир. В ХІІІ веке монастырь вроде бы был разрушен татарами. Именно этой легендой и объясняется происхождение первого названия острова — Монастырский. Более правдоподобно, что остров получил название из-за того, что в XVI веке принадлежал к «уходу» Киево-Печерского монастыря. В XVIII веке остров некоторое время принадлежал Пустынно-Николаевскому монастырю, а затем был передан есаулу Лазарю Глобе. В 1780-х годах остров стал собственностью князя Потёмкина, а после его смерти перешёл в казну. Рассказывает сообщество «Екатеринославъ — Днепропетровск».

С 1797 года остров числился за лесным ведомством, которому было поручено создать на нём хвойный лес. В 1825 году казна продала остров Рябинину, позднее перепродавшему его Буракову. В конце ХІХ века островом владел генерал Богомолов. Вместе со сменой владельцев менялось и название острова, побывавшего Рябининским, Бураковским и Богомоловским. Как использовали его первые два владельца, не совсем понятно. Известно только, что весь ХІХ век остров служил местом добычи гранита для городских строек. Он находился почти в центре города, но формально не входил в городскую черту и считался частным пригородным владением.

Возможно, этот статус и надоумил генерала Богомолова выстроить здесь загородную дачу. Этот дом можно увидеть на открытках начала ХХ века. Одинокий большой особняк на пустынном острове смотрится несколько странно. Достаточно долго дача Богомолова была единственным зданием на острове. Однако город рос, да и финансовое положение семьи после смерти владельца острова, скорее всего, оставляло желать лучшего.

На рубеже 1900-10-х годов Елена Богомолова заказывает план разбивки острова на участки для создания здесь дачного посёлка. Кроме того, вдова в очередной раз решила упорядочить дело добычи гранита. В 1911 году на острове был создан карьер с небольшим щебнедробильным заводом. Соседство предприятия не помешало распродаже острова. Из принадлежавших Богомоловой более 7 десятин земли, большая часть была продана уже в 1910-12 годах. В результате за старой хозяйкой осталось только около 4 десятин. Одним из первых покупателей выступил екатеринославский яхт-клуб, торжественно открывший здесь 9 мая 1910 года своё новое здание. Через 2 года оно сгорело и было отстроено только к марту 1914-го. Участки под дачи были куплены также: М. Огиевским, А. Богомоловым, А. и К. Бодянскими, П. Гладким, Д. Готовцевым, Я. Гульбис, И.-Р. Плауде, А. Рабчук, В. Шийко, Л. Калугиным, Г. Бокаловым.

Новыми хозяевами было достаточно быстро создано поселковое общество, которое уже в 1912 году обратилось к городским властям с просьбой включить остров в городскую черту. Город удовлетворил эту просьбу, тем более что власти имели и собственные виды на остров и прилегающую к нему территорию. Дело в том, что в этот период Днепр отступал от правого берега, оставляя после себя песчаные наносы и новые острова. Даже Архиерейский проток, отделявший остров от берега, оказался занесен песком. Городские власти объявили все «всплывшие» земли городскими. В перспективе уже разрабатывался проект их использования. В этих планах острову и ликвидированному протоку отводилась роль нового жилого района с нормальными городскими кварталами. Немалую роль в этих планах играло и начавшееся в 1913 году строительство Мерефо-Херсонской железной дороги и моста через Днепр.

Согласно проекту моста на острове предполагалось построить въезд на нижний, предназначенный для обычного транспорта ярус. А для связи острова с берегом было начато строительство виадука. Здесь должна была пройти не только дорога, но и трамвайная линия, и в перспективе остров должен был стать весьма оживлённым местом. В ходе строительства, остров впервые за свою историю получил постоянную связь с берегом через временный деревянный мост у Архиерейского оврага.

По пришествию советской власти остров был национализирован. Какое-то время горожане по старинке называли его Богомоловским, но в 1926 году он получил название «остров Комсомольцев». Революция не уничтожила посёлка на острове. Он благополучно просуществовал до начала 1930-х годов. В 1930-32 годах, во время достройки Мерефо-Херсонского моста, посёлок даже чуть не стал постоянным, так как здесь выстроили дома для рабочих, мастерские по изготовлению опалубки и бетонный завод. На острове появилось даже почтовое отделение. Однако, по завершению строительства Мерефо-Херсонского моста, посёлок был ликвидирован. В 1932 году, с поднятием уровня Днепра из-за строительства ДнепроГЭСа, низинная часть острова была затоплена, а мелководная Архиерейская протока превратилась в пролив с интенсивным течением.

Новый этап развития острова начался в 1950-х годах. После утверждения нового генерального плана Днепропетровска, в 1956 году приступили к объединению острова с парком им. Т.Г. Шевченко. Перекинули пешеходный мост. Отселили жителей из сохранившихся строений, а потом снесли и сами ветхие постройки. На острове возвели гигантский монумент Тарасу Шевченко. С этого же времени увеличилась территория острова. Сейчас трудно поверить, что когда-то он заканчивался за опорами Мерефо-Херсонского моста. Теперь же намытая песчаная коса удлинила остров вдвое. Здесь расположился центральный пляж Днепропетровска. В конце 1960-х годов подвесная канатная дорога соединила Комсомольский остров с правобережьем.

Летом 1999 года городская пресса торжественно сообщила, что острову Комсомольскому возвращено историческое название «Монастырский». Эффект был столь велик, что новое старое название быстро вытеснило советское — стало обозначаться на большинстве карт, в СМИ и даже на проездных билетах по канатной дороге. В том же 1999 году на северной оконечности острова появилось замечательное сооружение — церковь Святого Николая. Очень удачно выбраны и проект, и особенности размещения храма. Белая церковь с золотым куполом отлично просматривается со многих точек и стала одним из признанных символов нового Днепропетровска.

Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ — Днепропетровск»
по материалам краеведов и историков
Валентина Старостина
и Максима Кавуна