В Израиле обнаружен древнейший центр металлургии (фото)
В 2017 году, во время раскопок древнего местонахождения Хорват-Бетер возле современного израильского города Беэр-Шева, археологи обнаружили остатки мастерских, оборудованных плавильными печами. Датированные возрастом около 6500 лет, они стали древнейшим свидетельством использования этой технологии, сообщает Naked-science.
Авторы работы — Эрец Бен-Йосеф и его коллеги из Тель-Авивского университета — отмечают, что металлургия в Леванте появилась во второй половине V тысячелетия до нашей эры, однако поначалу для выплавки меди пользовались простейшими керамическими тиглями, а переход к более эффективным стационарным печам был важным этапом технологического развития. Заметим, что пивоварение в регионе появилось куда раньше — еще 13 тысяч лет назад.
Поселение относится к гасульской культуре раннего медного века, и его мастера, по-видимому, пользовались рудой месторождения, располагавшегося примерно в 100 километрах, на территории нынешней Иордании. В печах обнаружены и остатки медного шлака, и фрагменты оловянного котла, который использовался для выплавки металла. Археологи из Тель-Авивского университета смогли воспроизвести ключевые шаги этого процесса во время собственных экспериментов по реконструкции древней технологии.
Ученые провели рентгенофлуоресцентный анализ 14 таких фрагментов, а также 18 фрагментов самой печи и 26 фрагментов шлака, подтвердив, что в мастерской выплавляли только медь. При этом детальный химический состав в разных мастерских был различным, как и размеры, и форма плавильных котлов, что, по мнению авторов, указывает на активные эксперименты, которые проводили мастера в поисках более совершенных рецептов и технологий.
Предполагается, что из полученной здесь меди впоследствии выплавляли церемониальные предметы. В чистом виде этот металл слишком мягок для того, чтобы изготовлять из него тяжелые орудия, и изучение таких артефактов — лопаток, топориков и тому подобного — подтверждает, что по прямому назначению их не использовали. Скорее всего, они выступали лишь в качестве «сакрального образа» реальных инструментов, которые в то время еще оставались в основном каменными.