«Вечная» песенка: В лесу родилась елочка

Истории этой незамысловатой песенки более ста лет, она является неизменной участницей новогодних праздников. Ее поют как дети, так и взрослые, но мало кто знает, что такое «долгоиграющее» удовольствие нам обеспечили скромный библиотекарь Раиса Кудашева и агроном Леонид Бекман.

ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

В 1903 году в журнале «Малютка» было опубликовано стихотворение «Елка», подписанное инициалами А. Э. Лишь в 1941 году выяснилось, что поэтические строки принадлежат Раисе Кудашевой (урожденной Гедройц)…
Она родилась 15 августа 1878 года в семье потомков литовского княжеского рода. Несмотря на статус, семья была типичной старомосковской — гостеприимной, хлебосольной и с веселыми домашними спектаклями по праздникам. Отец, Адам Гедройц, работал на Московском почтамте и со временем дослужился до надворного советника. Мать, Софья, занималась домом и воспитанием четырех дочерей.

Раиса училась в женской гимназии М. Б. Пуссель, с детства писала стихи, но родители почему-то не одобряли увлечения девочки поэзией. В 1896 году в журнале «Малютка» напечатали ее первое стихотворение «Ручейку». После этого стихи, сказки молодого автора публиковались и во многих других детских журналах. Раиса не могла не писать, но не хотела быть известной, поэтому печаталась под псевдонимами «А. Э», «А. Эр», «Р. К.». Возможно, в будущем она стала бы интеллигентной хозяйкой дома и поэтессой-любительницей, но случилось несчастье — умер отец и ей, как старшей из дочерей, пришлось взять на себя содержание семьи. В 1902 году Раиса устроилась работать гувернанткой в дом богатого вдовца — князя Алексея Кудашева.

Забота о его наследнике Алеше занимала почти все ее время. Неудивительно, что она очень привязалась к мальчику, который рос без матери и почти не видел отца. Князь по достоинству оценил добродетели гувернантки, предложил ей руку и сердце и она, несмотря на разницу в возрасте почти в 25 лет, согласилась, став княгиней Кудашевой. В 1903 году Раиса написала для Алеши стихотворение «Елка»: фактически это был сценарий детского утренника. Тогда же его опубликовали в рождественском номере журнала «Малютка» за подписью «А. Э.».

РОЖДЕНИЕ МЕЛОДИИ

Два года спустя стихотворение попалось на глаза кандидату естественных наук, агроному и страстному любителю музыки Леониду Бекману. Рождение песни совпало с днем рождения его дочерей — Верочки и Оли: 17 октября 1905 года Леонид, сидя за роялем, читал Вере стихотворение «Елка» из попавшегося под руку журнала «Малютка». Для строк, описывающих трусишку-зайку серенького, сердитого волка и радость детворы, мгновенно родился музыкальный мотив.

Леонид Карлович не знал нотной грамоты, поэтому песенку записала его жена — пианистка, профессор Московской консерватории Елена Александровна Бекман-Щербина. Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила и распевала на весь дом. Впоследствии супруги уже вдвоем стали сочинять детские песни и, чтобы не переписывать их без конца для своих знакомых, друзей и родственников, решили издать сборник с рисунками-силуэтами «Верочкины песенки», выдержавший за короткий срок четыре издания. Позже появился и второй, «Оленька — певунья», с песнями для младшей дочки.

Оба сборника пользовались большим успехом, их одобрили известные музыканты, композиторы Танеев, сестры Гнесины, Скрябин и Рахманинов. Песенка о елочке стала очень популярной, но Раиса Адамовна Кудашева в течение многих лет об этом даже не догадывалась. Точно также никто не знал, что она является автором стихотворения, положенного на музыку.

СПОЙ ДЛЯ ТЕТИ…

В начале Первой мировой войны Алексей, пасынок Кудашевой, ушел добровольцем на фронт и погиб. Князь Кудашев, перешагнувший 60-летний рубеж, слег из-за свалившегося на семью горя и вскоре умер от сердечного приступа. После революции 1917 года Раиса Адамовна лишилась особняка, оставшегося от мужа, и средств к существованию. После долгих мытарств ей удалось устроиться в районную библиотеку, где она проработала до 1941 года. А что же песенка?.. Хотите — верьте, хотите — нет, но Кудашева узнала о ее существовании лишь в 1921 году и то случайно.

Однажды она ехала в поезде и соседка по купе, решив продемонстрировать способности своей внучки, попросила ее спеть что-нибудь «для тети». «Тетя» потеряла дар речи, когда услышала собственные стихи в музыкальном оформлении, но в силу все той же скромности не решилась закрепить за собой авторство текста. К тому же изначально стихотворение и песня были написаны к Рождеству: после революции этот религиозный праздник был запрещен вместе с елкой. В 1935 году дерево «реабилитировали», но уже как атрибут Нового года, который стали отмечать официально и песенка о елочке опять зазвучала практически в каждом доме.

Стихотворение было вновь переиздано в 1941 году в сборнике «Елка» («Детиздат»). Его составительница Эсфирь Эмден, узнав, что автор неизвестен, сделала все от нее зависящее, чтобы найти Кудашеву, оформить авторские права и указать ее фамилию в тексте сборника. С этого момента Раиса Адамовна могла получать гонорар за публикации песенки, а заодно — отстаивать неприкосновенность текста, что было актуально.

К тому времени по «Елочке» прошлась цензура, несмотря на то, что текст был идеологически «нейтральным». Мужичка, которого везет лошадка мохноногая, заменили старичком, а на иллюстрациях к стихотворению в санях вместо крестьянина изображали Деда Мороза.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА…

В общем, было опубликовано около 200 песенок, рассказов, сказок и стихотворных книжек авторства Раисы Кудашевой: «Санки — самокатки», «Степка — растрепка», «Беда петушка», «Бабушка — Забавушка и собачка Бум»… С 1948 года, после многолетнего перерыва, вновь начали издаваться сборники «В лесу родилась елочка…», «Елочка», «Лесовички», «Петушок» и другие.

Известность и признание пришли к писательнице лишь в конце 1950-х годов: ей шел уже восьмой десяток. Тогда же были напечатаны два интервью — в газете «Вечерняя Москва» и в новогоднем номере журнала «Огонек» с единственной сохранившейся фотографией Раисы Адамовны в преклонном возрасте.

Вот, как ее описывали в «Огоньке»: «С белоснежными волосами, приветливой улыбкой, в очках, сквозь которые смотрят живые глаза, она похожа на добрую бабушку из сказки». Ей стали писать, звонить, приглашать на утренники в детские сады и школы, на главную новогоднюю елку страны в Колонном зале Дома союзов. На какое-то время автор «Елочки» стала советской Астрид Линдгрен, но после смерти 4 ноября 1964 года вновь канула в небытие. Некому выплачивать и авторские гонорары: у «родительницы» знаменитой песенки не осталось даже дальних родственников…

ПОЛИНА ДМИТРИЕВА