Великий пост: время покаяния

15 марта начинается самый строгий и продолжительный пост — Великий. Он был установлен Церковью в память о том, что Иисус Христос постился в пустыне 40 дней, и называется Святой Четыре­десятницей, однако, общая продолжительность постного периода перед Пасхой, включая Страстную седмицу, составляет 48 дней. Цель Великого поста — подготовка к Светлому Воскресению Христову, которое в этом году будут отмечать 2 мая.

ОГРАНИЧЕНИЯ В ЕДЕ

На протяжении 7 недель верующие должны воздерживаться от мирской суеты, уделять больше времени добрым делам, чтению духовной литературы и посещению храма, чтобы молитвой и покаянием направить свою жизнь на путь истинный. Одним из условий воздержания является и ограничение в еде. По словам викария Днепропетровской епархии УПЦ архиепископа Новомосковского Евлогия, началу Великого поста предшествуют три подготовительные недели. Первая называется «О мытаре и фарисее»: вспоминая евангельскую притчу, Церковь призывает верующих к размышлениям об истинном и показном покаянии. Мытарь, которому нечем было хвалиться, себя осуждал, каялся и был оправдан Богом, тогда как фарисей, который старался исполнять заповеди Божьи, но делал это напоказ, везде подчеркивал свое превосходство, унижал менее благочестивых, — был им осужден. На этой неделе пост в среду и пятницу не соблюдается: можно употреблять все продукты.

Следующая неделя называется «О блудном сыне». Притча, нашедшая отражение не только в истории, но и в произведениях искусства, — о возвращении к отцу блудного сына, который, растратив отцовские деньги на «непотребство», решил вымолить прощение и попроситься назад хотя бы для выполнения самых тяжелых работ. Отец же приказал надеть на него лучшие одежды и устроить пир на радостях, что сын был «мертв», а ныне — «ожил». Человек должен понимать, что какой бы грех он не совершил, Господь готов принять его покаяние. В течение этой недели пост соблюдается только в среду и пятницу.

Название третьей недели — «Мясопустная или о страшном суде». Во время чтения Евангелия вспоминается Страшный суд: Господь отделяет людей, а не делит, как сами люди, на мужчин и женщин, по месту проживания или цвету кожи. В Священном Писании говорится, что все это не имеет значения для царствия небесного, где люди делятся на праведников и грешников. Пока человек находится на Земле, он открыт для всех добродетелей, которые должен совершать Христа ради. Среда и пятница приравниваются к остальным дням недели: пост послаблен, но под запретом продукты животного происхождения. Можно есть рыбу, яйца, молочные продукты, сыр. В церковном календаре эту неделю называют Сырной, а в народе — Масленницей и завершается она Прощеным воскресением.

«14 марта люди собираются на литургию. Сразу после нее или вечером совершается чин прощения. Если человек с человеком не примирится, то не сможет приблизиться к Богу, — говорит архиепископ. — Кто произносит «Бога люблю» и ненавидит брата — лжец. Чтобы просить прощения у Бога, нужно простить ближнего своего».

СЕМЬ СЕДМИЦ

Великий пост длится 48 дней, почти полные семь седмиц (недель), включающих Святую четыредесятницу (40 дней), Лазареву субботу, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) и Страстную седмицу (6 дней). «Первая седмица отличается строгим соблюдением поста. Предлагается сухо­ядение, полностью исключаются мясо, молочные продукты, рыба, растительное масло. Остаются — свежие, сушеные, квашеные овощи, фрукты, грибы, орехи, мед, отвары, квас.

В среду допускается вареная пища. В понедельник, вторник, среду и четверг читаются 4 части покаянного канона преподобного Андрея Критского, раскрывающего всю бездну греха, потрясающего душу раскаянием и надеждой. Люди собираются в храме на так называемый земной поклон», — отмечает архиепископ Евлогий. Вторая седмица Великого поста наполнена духовным очищением: Церковь говорит обо всех путях, ведущих к познанию тайн света. В рационе питания под запретом остаются продукты животного происхождения, а в понедельник, среду и пятницу — термическая обработка пищи. К гороху и фасоли можно добавить чечевицу и сою. По словам архи­епископа, в воскресенье третьей недели, Крестопоклонной, во время всенощного бдения на середину храма выносится Животворящий Крест Господень — символ Христовой победы, показывающий путь к Воскресению. По-прежнему запрещены мясо и продукты из него, по выходным разрешается растительное масло. Начиная с понедельника, через день — сухоядение.

В среду, 7 апреля, верующие традиционно отмечают великий двунадесятый праздник Благовещение — эта дата фиксирована, не зависит от «перемещения Пасхи: может выходить за рамки Великого поста, и встречаться в Светлую седмицу. В Благовещение пост послабляется: разрешается есть рыбу и рыбные продукты. Во вторник и четверг четвертой недели — горячую пищу, приготовленную без растительного масла. Запрет на масло снимается в выходные дни, кроме того, добавляется натуральное красное вино, разбавленное водой.

Шесть дней пятой недели насыщены богослужебными событиями. В среду полностью читают Великий канон преподобного Андрея Критского, а воскресенье отмечено празднованием памяти преподобного Иоанна Лествичника. Церкви он дорог тем, что оставил уникальное руководство по борьбе со страстями, унижающими человека и отвлекающими его от Бога. Правила питания — те же, что и на протяжении предыдущих недель. В понедельник, среду и пятницу — сухоядение: разрешается сырая пища без масла; во вторник и четверг — горячая пища без масла; в субботу и воскресенье — то же с растительным маслом и вино.

Шестая седмица Великого поста завершает Святую четыредесятницу. Это время подготовки к строгому воздержанию в течение 7 дней Страстной (Черной) седмицы. В субботу и воскресенье, 24 и 25 апреля, отмечаются Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье).

«Лазарева суббота связана с чудом воскрешения Христом в этот день праведного Лазаря. Весть о нем быстро разнеслась по Иудее. И когда на следующий день Христос въехал на осле в Иерусалим, множество людей встречало Его как царя. Они постилали на Его пути свои одежды и пальмовые ветви, символом которых в Украине являются вербы. Воскрешение Лазаря предваряет воскресение Господне, — подчеркивает архиепископ Новомосковский Евлогий. — Хотел бы обратить внимание на некоторые терминологические особенности в обозначении этих действий. В том, что касается Лазаря, происходит воскрешение — сам он не воскрес и себя из гроба не поднял. Это сделал Господь и только для временной жизни. Воскресение касается Иисуса Христа: тот, кто сотворил мир, поднял себя сам, чтобы жить вечно».

Питание практически то же, что и в предыдущие дни. В Лазареву субботу добавляется икра рыбы, а в Вербное воскресенье — рыба. С 26 апреля начинается Страстная седмица: с понедельника каждый ее день называется Великим. Завершится она 1 мая в канун Светлого Христова Воскресения…

ПОЛИНА ДМИТРИЕВА