Верховцево: история переименования

Город Верховцево ведет свою историю от железнодорожной станции, «открытой для правильного движения» вместе с Екатерининской железной дорогой и двухъярусным мостом через Днепр 18 мая 1884 года.

Люди чуть более сведущие знают, что первоначально станция называлась Любомировка – по одной из соседних деревень, располагавшейся от нее в 11 верстах. Хотя были деревни и села гораздо ближе к станции, но ведь Любомировкой владел сам Александр Николаевич Поль.

Слідкуйте за нами в Telegram та Viber !

С 1 января 1904 года станция и выросший на ее месте город носят имя первого начальника Екатерининской железной дороги, тайного советника, инженера путей сообщения Александра Аполлоновича Верховцева. При этом история переименования столь же мало изучена, сколь и успела уже обрасти художественными домыслами.

Факты же говорят об ином (даты до 1918 года приведены по старому стилю).

Красивая история

Появилась она на свет с легкой руки краеведа Михаила Степановича Богомаза в его статье «Жизнь, отданная дороге», опубликованной в газете «Магистраль» за 30 сентября – 6 октября 1995 года. Вот что он поведал (авторское написание сохранено).

«18 ноября 1903 года – в третью годовщину смерти Верховцева А.А. – Управление дороги заказало в Покровской церкви панихиду по усопшему. Присутствовали родственники покойного, служащие Управления при стечении большого числа прихожан.

После панихиды в кабинете начальника дороги состоялся разговор о том, как увековечить память о покойном, выдающемся деятеле железнодорожного транспорта. Предлагалось войти с ходатайством к губернатору об установлении памятника и мемориальных досок на домах, где он проживал и работал. Кто-то из присутствующих предложил назвать одну из крупных станций в его честь, например Авдеевку, на которой по его указанию была произведена реконструкция: значительно увеличено число станционных путей, построено оборотное депо и ремонтные мастерские. Главный инженер дороги возразил.

– Авдеевка не перспективная станция. Александр Аполлонович считал, что соседняя Ясиноватая, находящаяся в центре Донбасса, к которой подходят линии с шести направлений, со временем будет превращена в крупную узловую станцию с сортировочной горкой.

Начальник дороги согласился с доводами коллеги и поручил своему заместителю подготовить письмо в столицу с этой просьбой. Ответ пришел довольно быстро. Министр путей сообщения М.И.Хильков отнесся благосклонно к ходатайству. Он глубоко чтил административный талант покойного, но все же в таком переименовании отказал. Он посчитал, что ст. Ясиноватая в будущем может быть исключена из состава Екатерининской и передана Донецкой, что со временем и произошло. Поэтому он издал приказ о переименовании другой крупной станции, тоже являющейся узловой, а именно Любомировка, с 1 января 1904 года на Верховцево».

В достоверности этого рассказа практически сразу усомнился другой краевед – житель Верховцево Алексей Семенович Орлов. В своей брошюре «На рубежі віків», опубликованной в 1997 году, он справедливо обратил внимание на книгу «По Екатерининской железной дороге» (выпуск первый), дозволенную цензурой к печати еще 13 августа 1903 года и изданную в том же году, в которой о предстоящем с 1 января 1904 года переименовании уже сообщалось как о вопросе, вполне решенном.

Однако заслуживает внимания еще одна «мелочь» (ошибку в фамилии министра – князя Михаила Ивановича Хилкова сочтем досадной опиской). Упоминание в рассказе «главного инженера дороги» – авторский вымысел и анахронизм, поскольку должность эта в управлениях железных дорог была введена Постановлением Совета Министров СССР от 9 августа 1947 года № 2816 и соответствующим приказом Министерства путей сообщения (МПС) СССР от 12.08.1947 № 601/Ц.

Порядок был, но порядка не было

Переименование раздельных пунктов на железнодорожных линиях во все времена было делом хлопотным и дорого­стоящим. К концу же XIX века, когда железнодорожное строительство в Российской империи переживало настоящий бум, этот и без того непрос­той вопрос потребовал разрешения на государственном уровне.

Дело в том, что на железных дорогах, сооруженных на деньги частных предпринимателей, наименования вновь построенных и переименования уже существующих станций часто происходили без согласования с центральной властью. В результате, наличие одинаковых и похожих по названию станций на разных дорогах нередко приводило к ошибкам при отправлении грузов и корреспонденции с весьма убыточными последствиями.

Подобные случаи стали столь многочисленными, что в январе 1895 года проблема была вынесена на обсуждение XLVIII общего конвенционного съезда представителей железных дорог. По его итогам для переименования станций были установлены следующие сроки: август – для подачи дорогами предложений о переименованиях, январь следующего года – для публикаций о предстоящих переименованиях, май – для вступления в силу объявленных пере­именований. Циркуляром Департамента железных дорог МПС от 10 мая 1895 года № 9618 порядок этот был доведен до всеобщего сведения.

Результат, по всей видимости, оказался не­утешительным, потому как через несколько лет на рассмотрение LXVIII общего съезда представителей железных дорог был вновь внесен вопрос о переименовании одноименных и однозвучных станций. Съезд признал необходимым составить и разослать по дорогам полный перечень станций, одноименность или однозвучность коих требовала переименования.

Наконец, на LXXV общем съезде представителей железных дорог была избрана особая комиссия, которая с учетом поступивших с мест донесений составила окончательный список тех станций, которым следовало присвоить новые названия.

Двенадцать

Не ставя под сомнение инициативу и усилия благодарных сослуживцев по увековечению памяти Александра Аполлоновича Верховцева, приходится признать, что возможным оно стало не в последнюю очередь благодаря удачному стечению обстоятельств. И не в индивидуальном порядке, а в ходе общего процесса переименований, инициированного сверху. Именно об этом свидетельствуют архивные документы.

18 ноября 1902 года – в день второй годовщины смерти Верховцева – начальник дороги Федор Иванович Шмидт подписал рапорт № 1/10664 «О переименовании некоторых станций Екатерининской жел. дороги», который был направлен в Управление железных дорог МПС. К рапорту прилагался список из 12 станций, подлежащих переименованию, в числе которых была и Любомировка. При этом комиссия предлагала новое название «Верховцево», а управление дороги – «Верховцово», что более соответствовало подлинной фамилии Александра Аполлоновича – Верховцов.

31 января 1903 года Эксплуатационным отделом Управления железных дорог МПС был подготовлен доклад за № 347 «О пере­именовании станций Екатерининской ж. дороги», который был представлен Министру путей сообщения 2 февраля. В докладе в качестве причины пере­именования Любомировки указывалась «однозвучная» станция Любомирская Полесских железных дорог (ныне станция Любомирск Львовской железной дороги, в 13 километрах от райцентра Костополь Ровненской области). При этом были учтены поправки начальника дороги в отношении новых названий 4 станций, предложенных комиссией.

4 февраля 1903 года на доклад этот была наложена резолюция: «Ничего против не имею». А
19 февраля за исходящим № 1016 Эксплуатационный же отдел уведомил начальника Екатерининской дороги, что «Его Сия­тельство Господин Министр Путей Сообщения разрешил переименовать с 1-го января будущего 1904 года» двенадцать упомянутых в докладе станций, в том числе Любомировку в Верховцово.

О причинах последующей трансформации Верховцово в Верховцево, равно как и фамилии самого Александра Аполлоновича, оставим рассуж­дать историкам вместе с филологами.

P.S. Неудавшаяся попытка

На этом выяснение обстоятельств переименования можно было бы считать законченным, если бы в историю Любомировки – Верховцово – Верховцево не попытались вмешаться деятели екатеринославского земства. Не прошло и нескольких месяцев, как Екатеринославское губернское земское соб­рание вышло с ходатайством о присвоении станции Верховцево нового названия – Поль. До сего дня трудно сказать, чем была вызвана подобная столь неожиданная инициатива.

Не удивительно, что со стороны железнодорожных властей последовал решительный отказ. Новое переименование только что переименованной станции было «безусловно нежелательным, так как всякое переименование железнодорожной станции сопряжено с известными неудобствами не только для железных дорог, но и для лиц, пользующихся услугами железных дорог». При этом уведомлялось, что на сети железных дорог уже имеется станция с названием «Поль» Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (скорее всего, речь шла об «однозвучной» станции Пола в 30 километрах от Старой Руссы нынешней Новгородской области).

Все эти возражения были отражены в сообщении Екатеринославского губернатора от 5 мая 1904 года за № 736, адресованном Губернской земской управе.

12 декабря 1904 года Екатеринославское губернское земское собрание на XXXIX очередной сессии заслушало отказ Управления Екатерининской железной дороги, изложенный в сообщении губернатора, и высказало свой «энергичный протест». Собрание поручило Губернской управе «возобновить ходатайство, указав в нем на выдающиеся заслуги А. Н. Поль в деле экономического оживления края». На том, к счастью, дело и закончилось.

А как бы в утешение земским деятелям железнодорожный разъезд в 6 километрах от Верховцево получил название Полевский. Рядом с ним теперь вырос поселок Соколовка – часть Верховцевской территориальной громады.

Андрей Якуненко

фото: wikipedia

Більше на нашому каналі в  YouTube, та на сторінках у  Facebook, Instagram!