Виктор Дзензель: «После чемпионата Украины – гонки на Ибице и Гавайях»

Дрон-рейсинг – один из самых молодых видов спорта в мире. И хотя квадрокоптеры более привычно видеть в процессе сьемки территории, прогресс не стоит на месте. Более легкие и малогабаритные модели на большой скорости преодолевают препятствия на воздушной гоночной трассе. Чемпион Украины по дрон-рейсингу, киевлянин Виктор Дзензель рассказал «Вістям» о том, как увлекся этим видом спорта, почему гоночный дрон лучше собирать самостоятельно, о своей неожиданной победе на чемпионате Украины и запоминающихся поездках на Ибицу и Гавайи.

Эффект ­присутствия

Слідкуйте за нами в Telegram та Viber !

– Виктор, почему Вы решили стать пилотом квадрокоптера?

– С самого детства я интересовался авиамоделированием. Но в советском прошлом кружки были переполнены. Поэтому занимался самостоятельно, изучал журналы, конструировал примитивные модельки самолетов. Со временем менялись интересы и хобби, но я всегда краем глаза следил за миром авиамоделирования. Играл в компьютерные игры, которые до мелочей похожи на управление реальным радио­управляемым самолетом. А около года тому назад мой коллега и по совместительству профессиональный моделист-планерист отдал свою старенькую аппаратуру. И я воплотил в жизнь детскую меч­ту – собрал первую радиоуправляемую модель… Позже мне случайно попалось на YouTube зрелищное видео, которое было снято с борта летающего по живописному лесу гоночного квадрокоптера.

– И Вы сразу отправились приобретать гоночный дрон?

–  Я подумал, что «летать» на коптере – очень увлекательно, но слишком дорого. Однако эти мысли не покидали, и спустя три месяца я построил свой первый дрон. Сперва контролировал траекторию полета визуально, позже приобрел очки, которые дают ощущение присутствия на летательном аппарате. Более полугода «летал» сам, затем на свои тренировки пригласили киевские любители дрон-рейсинга. Мы собирались и тренировались на полях Пирогова, мне понравилась заразительная увлеченность спортом, общительность этих ребят.

Шторм и ураган

– Помните свою первую гонку?

– В конце мая 2016 года я участвовал во Всеукраинском соревновании, которое проходило на ВДНХ в Киеве. Получив море позитивных эмоций и драйва, понял: это то, чем хочу заниматься в будущем. А спус­тя месяц неожиданно для самого себя завоевал золото в 1-м чемпионате Украины. Из три­д­цати участников определяли 4 лучших, которым предстояло представить нашу страну на чемпионате Европы на Ибице. Соревнование состоя­лось в октябре прошлого года. Также я участвовал в Международном чемпионате Drone Nationals. Этапы проходили в разных странах. Лучшие пилоты отправились на мировое первенство в Америку. Заняв третье место в Украине, я оказался на Гавайях…

– Ибица, Гавайи… Должно быть, очень увлекательный период жизни…

–  Еще и очень насыщенный, так как после чемпионата Европы, уже через две недели был чемпионат мира. Эмоции просто били ключом. Ибица – популярный курорт среди любителей ярких вечеринок и клубной жизни. Но мне этот «райский остров» запомнился сильным ураганом и штормом, который сорвал чемпионат на полуфиналах. Все препятствия на воздушной трассе снесло за считанные секунды. Известны были только финалисты, всех остальных расставили по результатам квалификации. Порадовало то, что когда возвращались с острова на пароме, удалось поднять в воздух коптеры и сделать превосходные видеозаписи.

Радуга на Оаху

– Возможно, больше впечатлений осталось от посещения тихоокеанских островов?

– Это была потрясающая поездка, хотя и сложная физически. На Гавайи добирались долгих 36 часов. Прежде чем мы приземлились на острове Оаху, были пересадки в аэропортах Франкфурта и Сан-Франциско. Первые дни адаптировались к смене часовых поясов: у нас – день, там – ночь. Кроме учас­тия в соревновании, удалось погулять по окрестностям. На юго-восточном побережье острова расположена столица штата Гавайи, невероятно красивый и живописный город Гонолулу. Восхищало все вокруг: необычная природа, люди, уклад жизни… Побывали на прекрасных пляжах, поплавали в океане. А еще Оаху впечатлил удивительной природной достопримечательностью. Через вулканический остров протянулся горный хребет, над которым формируются дождевые тучи и спускаются в долину, где выпадают осадки. Со стороны океана в это время светит солнце. Поэтому островитяне и туристы почти каждый день часами любуются радугой. Даже на номерных знаках во всем штате изображено это атмосферное явление.

– Расскажите, как обычно проходят соревнования по дрон-рейсингу?

– Сперва участники имеют возможность потренироваться на гоночной трассе, изучить препятствия, сложные моменты. Затем проводятся квалификационные полеты, по результатам которых составляется рейтинг скорости. После этого проходят этапы соревнования. Но если плохо себя показал на квалификации – участие заканчивается.

– Чем интересны гоночные трассы?

– Изначально они были примитивные и плоские, содержали просто размеченный флажками маршрут на высоте 3 – 6 метров. Сейчас – тенденция к переходу от плоскости в трехмерное измерение и создание препятствий на воздушной трассе. Один из самых интересных элементов – Powerloop. Это ворота, в которых нужно выполнить что-то наподобие «мертвой петли». Также маршрут может включать уже сущест­вующие стены, арки, части зданий и другие конструкции. На одном из европейских турниров в Австрии был этап, когда трасса проходила сквозь руины замка. А в Румынии соревнования проводились в соляной пещере на 15-метровой глубине. Гонки в темноте обычно очень зрелищные, как для пилотов, так и для зрителей. Есть подсветка на трассе, а дроны сверкают управляемыми светодиодами.

Спорт или хобби?

– Насколько сложно собрать дрон самостоятельно?

– Так как я инженер-элект­ронщик, для меня это не составляет труда. Готовые модели – обычно простые, рассчитанные на новичков. А те, кто занимается этим профессионально, строят сами. Индивидуально подбирают детали, которые обеспечивают максимум скорости, маневренности, энерговооруженности… Рама у дронов обычно из прочного и легкого карбона. Но размер, формат, конфигурация, жесткость и толщина пластины – разные. Моделям, которые летают агрессивно и часто во что-то врезаются, необходима более жесткая рама. Другим – максимум легкости, которая обеспечит большее ускорение и маневренность. Также у опытных пилотов – разные предпочтения в выборе моторов и других компонентов.

– А как проходят Ваши тренировки?

– Летом стараюсь каждый день «летать» в парке во время обеденного перерыва. Также тренируюсь на выходных. Единственный минус  – отвлекают прохожие. Спрашивают, сколько стоит квадрокоптер, для чего тренируюсь, как высоко летит. Однажды даже спросили, можно ли к аппарату привязать гранату. Для начинающих хороший результат дают занятия на компьютерных симуляторах гоночных коптеров. Отлично отрабатываются мелкая моторика, рефлексы. Это важно, так как в процессе гонки нет времени для размышлений.

– В Украине дрон-рейсинг – достаточно молодой вид спорта. А в мире?

– И в мире тоже – ему около трех лет. В нашей стране он на год «младше». Для украинцев дрон-рейсинг – больше хобби, чем спорт. А в США и развитых странах Европы есть пилоты, для которых – это основной вид деятельности. Конкурировать со спортсменами, которые имеют спонсорскую поддержку и тренируются по восемь часов пять-семь дней в неделю, очень непросто, но мы пытаемся.

Екатерина Чередниченко,

фото из личного архива  Виктора Дзензеля

Більше на нашому каналі в  YouTube, та на сторінках у  Facebook, Instagram!

Залишити відповідь