Война Кабмина и заправщиков сулит Украине дефицит топлива

В Украине обострилось противостояние между властями и розничными торговцами топлива . На днях Кабмин опубликовал постановление (№450), согласно которому заправки должны декларировать правительству увеличение топливных цен на 1% и более за 20 дней до такого подорожания, публикует UBR.ua.

Кабмин решил попросту отнести топливо к разряду социально значимых товаров. Сразу же после этого розничные сети с 11 на 12 мая подняли цены на бензины и дизель в среднем на 24 коп/л (а пара крупных сетей вздернула ценники сразу на 1 грн/л). Декларировать же цены Госпродпотребслужбе автозаправщиков обязали именно с 12 мая, поэтому им просто нужно было успеть это сделать во избежание санкций.

Но, как заверили в беседе  участники рынка, такая тенденция будет кратковременной.

Более того, сразу после публикации указанного постановления Нефтегазовая ассоциация (НАУ) незамедлительно разразилась гневом в адрес Кабмина, опубликовав релиз. Но касается он уже не указанного постановления, а иного новшества от властей – проекта постановления №1236 об установлении предельной надбавки на бензин и дизель.

Этот документ о госрегулировании цен Кабмин принял утром 14 мая. Средние цены на топливо обязали публиковать “Нафтогаз”.

В частности, Минэкономики предложило на период карантина установить предельные уровни торговой наценки к средней цене дизельного топлива не выше 7 грн/л и бензина не выше 5 грн/л. Власти объясняют такие шаги не только желанием избежать на рынке ценовых скачков, но и заботой о нацбезопасности.

Заправщики предупреждают, что эта инициатива вообще может закончиться дефицитом топлива. В открытом письме НАУ, отправленном в адрес премьера и Минэкономики, говорится, что временное регулирование цен на топливо чревато нарушением принципов конкуренции.

В ассоциации также полагают, что этот проект постановления может закончиться созданием предпосылок для усиления рыночных позиций “теневых операторов”, а нормативные ограничения в документе не соответствуют реальным ценовым факторам. Тут сомневаются, что документ вообще обоснован и подчеркнули, что он противоречит целям евроинтеграции Украины.

Кашу заварили премиальные бренды

Гендиректор сети АЗС SunOil Леонид Косянчук в разговоре с UBR.ua раскритиковал инициативу Кабмина, но вместе с тем обратил внимание на важный момент, а именно – на начало тенденции по госрегулированию цен на топливо с неформального сотрудничества брендов с властями.

“Такие решения показывают, что в Кабмине не понимают, как функционирует рынок. А все началось, когда премиальные бренды начали привлекать правительство к борьбе с конкурентами под прикрытием проверок и борьбы с нелегальным рынком. А теперь ввели декларации, но это ни о чем”, – полагает Косянчук.

По его словам, главная проблема в том, что заправщикам будет крайне сложно спрогнозировать, что будет через 20 дней на внешнем рынке, поскольку украинский рынок от него очень зависит. Не говоря уже о прогнозах по курсу Нацбанка.

“Что же касается инициативы Минэкономики по предельной надбавке на дизель и бензин, то это вообще переворачивает рынок вверх тормашками. Выходит, что Кабмин отходит от рыночных отношений и переходит на плановую экономику, как в Советском союзе”, – говорит он.

Косянчук утверждает, что если следовать методике Минэкономики относительно упомянутого ограничения торговой надбавки к средней цене дизельного топлива не более 7 грн/л и бензина не выше 5 грн/л, то это ударит именно по премиальным брендам, которые и создали такую ситуацию с регулированием.

“У WOG и ОККО сегодня бензин стоит по 31 грн/л, а по расчетам Кабмина цена должна быть 29,46 грн/л. На дизель – чуть более 26 грн/л. Тем более, что там конкурировать, если у всех будут одинаковые цены. Но цена ведь содержит и логистические расходы. А это – по гривне на литр”, – обращает внимание гендиректор сети АЗС SunOil.

Государство ничего не выиграет

Косянчук убежден, что в таком случае государство в финансовом плане ничего не выиграет. Оно и так получает по 12 грн на литре бензине. Либо на завезенном, либо на произведенном в Украине. И это еще до того, как топливо начали продавать.

“У нас или на границе собирают акциз и НДС, или на производстве. Иными словами, еще ничего не продали, а государство уже получило свое. Если в Кабмине так хотели показать, что опекаются потребителями, то, возможно, надо было на период карантина найти более рациональное решение. Я думаю, что дело в падении рейтингов властей”, – предположил он.

За неделю внешний рынок колеблется в диапазоне $30-40. А в перерасчете – это полторы гривны на литре. Это далеко за границами 1%, о котором говорят в Кабмине. Соответственно, перед АЗС стоит вопрос, каким образом предусмотреть необходимость повышения цен на топливо для декларирования за три недели.

По мнению эксперта, такие указания властей АЗС никак впоследствии не отразятся на стоимости дизеля и бензина. Разве что на первой поре, как это уже произошло.

Будут выкручиваться

Есть и другой выход. Операторы рынка изо дня в день будут просто-напросто подавать 1 июня декларацию, к примеру, что 20 числа они поднимут цена на 2,5%. 3 июня подают декларацию о повышении цен 23 число еще на 2% и т.д.

“Будут они поднимать или не будут – от этого штрафных санкций не получат. Если они поднимут, то не задекларируют, их накажут. Будет просто бесполезная работа как Госпродпотребслужбе, так и операторам рынка. В итоге этим власти ничего не достигли”, – утверждает Косянчук.

АЗС и так подпадают под ценовые критерии Кабмина

В комментарии UBR.ua директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн утверждает, что власти сражаются с несуществующей проблемой, поскольку критерии Кабмина по ограничениям стоимости топлива и так практически совпадают с действительностью. Он имеет в виду те самые ограничения надбавки к средней цене.

“Мы смоделировали ситуацию, если бы такая инициатива Кабмина по предельной надбавке была реализована с начала года. Мы положили расчеты правительства на фактическую ситуацию и увидели, что критериям властей и так соответствовали цены на 86% АЗС. Подавляющее большинство работает в том самом коридоре, который рассчитали в Кабмине”, – говорит Куюн.

Эксперт не понимает, зачем власти продвигают такие инициативы, поскольку почти 90% АЗС и так соответствуют критериям властей. Более того, это именно те цены, которые утвердились при рыночных отношениях.

“Что касается перспективы, то никакое госрегулирование никогда не приведет к каким-либо позитивным моментам. В нашем случае это приведет к еще большей тенизации рынка, которая и так переживает в Украине настоящий “ренессанс”. Это обернется настоящим ударом для украинских заправщиков”, – заключает Куюн.

фото: из открытых источников