Забытые, новые, разные: в Днепре сохранились уникальные фонари (Фото)
Уличное освещение является неотъемлемой частью инфраструктуры любого населенного пункта, его истории, и Днепр – не исключение. Сегодня трудно представить, что в свое время только богатые жители Екатеринослава, чьи дома находились в престижных кварталах, добирались до них при свете фонарей. Остальные месили грязь в лучшем случае при свете Луны, поминутно рискуя споткнуться или еще хуже – угодить в яму.
Сначала были плошки
По словам заведующего отделом Днепропетровского национального исторического музея им. Д. И. Яворницкого, кандидата исторических наук Максима Кавуна, до середины ХХ века освещение не играло существенной роли в жизни Екатеринослава. В первой половине ХІХ века улицы освещались плошками, но уже во второй на них появилось около 1400 «керосинных» фонарей. «Впервые к вопросу об электрическом освещении города обратились в 1896 году: 14 мая, в день коронации императора Николая II, была устроена электрическая иллюминация. С 1896-1897 годами связано начало работы Екатеринославского отделения Центрального электрического общества. В 1903 году город освещали 450 электрических фонарей, в 1914 – уже 532, причем равномерно по всем районам, кроме отдаленных предместий.
Появились оригинальные металлические изящные фонарные столбы в стиле модерн высотой более 10 м с дугоообразным завершением, к которому был подвешен фонарь в стеклянном абажуре. Их можно увидеть на фотографиях Екатерининского (Карла Маркса, Яворницкого) проспекта, – рассказывает Максим Кавун. – К сожалению, дореволюционные фонари почти не сохранились. Старейшими считались два фонарных столба, которые стояли по сторонам центрального входа в Национальный технический университет «Днепровская политехника» (горный институт, Национальный горный университет). Внешне они напоминали фонари середины XX ст., но на самом деле были гораздо старше и находились возле памятника Екатерине ІI после его перенесения в 1914 году с Соборной (Октябрьской) площади на бульвар проспекта. Столбы имели характерную изогнутую форму, относящуюся к стилю модерн. Верхняя часть сохранила деревянные элементы. Весной 1917 года памятник был повален, а постамент пустовал до тех пор, пока в 1971-м на нем не установили статую М.В. Ломоносова. Фонари, вероятнее всего, переместили к главному корпусу горного института еще в довоенный период».
В стиле 50-х
В послевоенный период фонари были признаны «характерной архитектурной формой», требующей продуманного подхода к внешнему виду и размещению. Благодаря этому в 50-е годы на центральных улицах Днепропетровска появились десятки декоративных конструкций, которые и сегодня не потеряли актуальность. Типовыми можно считать фонари, находящиеся возле памятника М.В. Ломоносову. Каждый фонарный столб представляет собой колонну с мощным основанием, в верхней части которой – пять фонарей со стеклянными абажурами. Все металлические детали декорированы растительными гирляндами, розетками и другими элементами. «С архитектурной точки зрения фонари 50-х годов выполнены в стиле классицизма. Изысканный рисунок был данью моде той эпохи и являлся вариацией художественного оформления фонарей Санкт-Петербурга. К слову, история наших фонарей повторяет историю другого декоративного элемента – оград бульваров, также изготовленных по питерскому образцу, – подчеркивает историк. – Такие же фонари можно увидеть возле ограды парка им. Т.Г. Шевченко. Центральный вход (колоннада) окаймлен двумя фонарными столбами, еще два – на противоположной стороне площади. Их «тезки» стоят и перед главным фасадом Дворца культуры студентов ДНУ (бывшего Потемкинского дворца). Но самое большое «скопление» фонарей 1950-х годов можно увидеть на Монастырском острове возле памятника Т.Г. Шевченко, пережившего реконструкцию в 2011- 2013 годах. Были отреставрированы и 10 фонарей: 8 – вокруг памятника и 2 – в начале аллеи, ведущей к нему со стороны пешеходного моста на остров». К «пятидесятникам» можно отнести и другой тип фонарных столбов, также выполненных в стиле классицизма, но более изящных. На тумбе возвышается тонкая колонна, завершающаяся декоративным кольцом, на сторонах которого – по одному фонарю с абажуром. Такие фонари сохранились на бульваре пр. Яворницкого (К. Маркса) между ул. Сечевых Стрельцов и Грушевского (Артема и К. Либкнехта). «Были широко распространены и настенные фонари в виде изящной металлической консоли и стеклянного абажура. Их удалось сохранить на зданиях второго корпуса исторического музея и химико-технологического университета – возле бывшего входа со стороны пр. Гагарина», – добавляет Максим Кавун.
Смена форм
Хрущевско-брежневский период (1960-70-е годы ХХ ст.) поставил на архитектуре печать безликости. Из-за максимально упрощенного подхода к оформлению фонари утратили декоративность. Как подтверждение – образец «малых форм», находящийся перед зданием Национальной металлургической академии. «Здесь стоит фонарь, у которого в старое основание с металлической декоративной накладкой, украшенной растительным орнаментом, в свое время был вмонтирован новый ствол с лампой. Несмотря на это, фонарный «гибрид» имеет определенную историческую ценность, – продолжает свой рассказ историк. – Начиная с 1980-х годов, архитекторы вновь обратили внимание на малые формы, в том числе и на фонари, понимая и принимая их ценность. Город начали украшать новыми конструкциями, отличающимися по стилю и размерам. В 2000-е годы на бульварах пр. К. Маркса (Яворницкого) установили серию фонарей «антивандал» изящной формы, тоже восходящей к классицизму. Интересные фонари украсили центральную часть Набережной после реконструкции 2005-2006 годов (от цирка до парка им. Шевченко, через Фестивальный причал) и тротуарную часть возле Центральной городской библиотеки на ул. Ленина (Воскресенской). На мой взгляд, наиболее оригинальные установлены возле гостиницы «Европейская» на углу ул. Ленина (ныне Вознесенской) и Мечникова. Само здание является образцом использования форм «скандинавского модерна».
Не менее экзотически смотрятся и фонари – восемь отдельно стоящих столбов и четыре настенных с остроугольными абажурами. В современной архитектуре из бетона и пластика такие «малые формы» зачастую считаются ненужным архитектурным излишеством. Хочется надеяться, что в новых проектах застроек они займут достойное место в качестве декоративной составляющей образа нашего города. Для нынешнего и будущего поколений – это историко-культурное наследие, которое нужно бережно хранить».
Полина Дмитриева