Жизнь и смерть вокзала в Днепре: необычная городская история
18 (30) мая 1884 года стояла великолепная летняя погода. Толпы народа присутствовали на торжестве открытия железной дороги и вокзала в Екатеринославе (ныне – Днепре). У главного входа в вокзал была устроена эстрада, оббитая красным сукном. Играл оркестр. Преосвященный Феодосий с городским духовенством и хором певчих совершил молебен. Министр путей сообщения К.Н. Посьет поднял над зданием вокзала национальный флаг, в честь открытия железной дороги. После окропления святой водой вокзала и железнодорожных зданий был совершен крестный ход на Железнодорожный мост через Днепр. Рассказывает Екатеринославъ – Днепропетровск.
В зале II класса вокзала собравшимся была предложена закуска, а в зале III класса – завтрак на 300 человек. Вице-губернатором бароном Рокоссовским был произнесен первый тост «За здравие императора!». За ним последовали тосты за министра путей сообщения, за строителей дороги – инженеров В.А. Титова, В.И. Березина, за начальника дороги А.А. Верховцева, за лиц, способствовавших открытию дороги, за гостей и, в конце концов, за тысячи рабочих принявших участие в сооружении дороги, моста и вокзала.
Автором проекта Екатерининской железной дороги был инженер и первый ее начальник Александр Верховцев. Вокзал строили одновременно с железной дорогой и мостом. «Боярский терем» – называли здание вокзала жители города. Это было длинное двухэтажное здание, сооруженное в неорусском стиле. Его центральную часть украшали две высокие башни с шатровыми макушками. Для пассажиров вокзал имел два зала. Один площадью 400 квадратных саженей – для пассажиров I и II классов. На дверях входа здесь стоял швейцар, а в зале были устроены ресторан, телефон, телеграф, справочное бюро, контора начальника и коменданта. Вторым помещением был зал III класса, где все, соответственно, было скромнее. Пассажиров IV класса в вокзал не пускали, для них рядом с основным зданием было сооружено нечто вроде кирпичной казармы.
В конце восточного крыла вокзала было сооружено небольшое крыльцо с массивным куполом, опиравшимся на пузатые «боярские» колонны. К этому крыльцу вел широкий покатый настил, предназначенный для бархатных дорожек и ковров. Резная дверь вела в так называемую «царскую комнату» вокзала, предназначенную для самодержцев, если они соизволят осчастливить Екатеринослав своим приездом. Эта комната только единожды была использована по назначению – 31 января 1915 года, когда Екатеринослав посетил император Николай II.
В первые годы после открытия вокзала, приезжие, выходя из его здания, видели неказистые маленькие домики, разбросанные по кривым переулкам, из которых было сложно выбраться на расположенный рядом Екатерининский проспект. В 1897 году к вокзалу была проложена линия электрического трамвая с маршрутом «Вокзал – Соборная площадь». Перед зданием был разбит цветник, огражденный решеткой. В 1880-е годы вокзал больше пустовал. Через Екатеринослав в сутки проходили только два пассажирских поезда по 4 вагона, и два товарных по 18 вагонов – везли руду и уголь. К началу ХХ века ежедневно на вокзале погружали и отправляли уже до 100 железнодорожных вагонов, столько же прибывало на станцию.
С развитием города и стремительным ростом населения, здание вокзала уже было маленьким и тесным для такого огромного торгово-промышленного центра, каким стал Екатеринослав. В тесном зале I класса перед отправлением каждого пассажирского поезда происходило нечто невероятное: все узкие проходы между буфетными столами и по-над стенами были битком набиты отъезжающей и провожающей публикой. А что происходило в зале III класса – нетрудно себе представить: в махорочном дыму можно было увидеть только сплошную массу голов и спины с котомками и инструментами за плечами.
Все мероприятия администрации вокзала к уменьшению давки в его помещениях, как например, открытие народных комнат, нисколько не улучшило положение пассажиров. Единственным выходом было сооружение нового здания вокзала, которое отвечало бы нуждам и требованиям нового времени. Как писал местный журналист: «Совсем уж, как будто, стыдно, иметь вокзал, который ютится в каких-то клетушках с темными и бесконечными лесенками, переходами и коридорчиками. Ведь железная дорога, которой он принадлежит, занимает первое место по размерам товарного движения и второе по доходности в России».
Кого только не повидал вокзал за более чем полувековую историю своего существования, каких событий тут только не происходило! На вокзале проходили проводы депутатов Государственных Дум в Санкт-Петербург. До 1912 года этот маршрут имел две пересадки – в Харькове и в Москве. Местная хроника пестрила сообщениями о происшествиях на вокзале. 29 января 1913 года в зале I и II классов выстрелами в упор был ранен дворянин В. Бразоль и убит жандармский унтер-офицер М. Горбач, пытавшийся предотвратить преступление. А 23 апреля 1916 года во время проводов депутатов первой Государственной Думы от губернии, перед зданием вокзала где собралась тысячная толпа провожающих, пятью выстрелами в упор был убит временный генерал-губернатор В.П. Желтаковский.
Время военное – 1915 год. Распоряжение о закрытии ресторанов в 11 часов вечера изменило характер ночной жизни Екатеринослава. Проспект, обычно оживленный до поздней ночи, превращался в пустыню. Не горели приветливо огоньки на верандах кафе, черными пятнами смотрели окна ресторанов. В это время живее начинали работать извозчики. Длинными вереницами мчались они по направлении к вокзалу. Это екатеринославцы, привыкшие полуночничать, отправлялись на вокзал чтобы догулять до положенного часа. В буфете I класса часам к 12 ночи все столики были уже заняты. Здесь собирались постоянные посетители всех городских ресторанов. Они пили скверный кофе и не менее скверный чай, ели весьма сомнительные бутерброды, обменивались последними новостями. Буфетчик не имел основания жаловаться на плохие дела. Со дня открытия вокзала буфет не торговал так бойко, как в эти дни. В претензии были только пассажиры, которым некуда приткнуться, так как все столики были заняты публикой, превратившей вокзал в ночное кафе.
Десятки тысяч беженцев из стран Западной Европы принимал вокзал ежедневно в годы Первой мировой войны. Десятки эшелонов с ранеными прибывали сюда в 1914-16 годах. В 1917-20 годы вокзал пережил многочисленные «захваты» и «освобождения». Гражданскую войну вокзал пережил, но выстоять во Второй мировой ему было не суждено. 16 августа 1941 года вокзал был частично разрушен и сожжен. А в октябре 1943 года, в дни освобождения города, от здания старого екатеринославского вокзала остались только руины.
Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ – Днепропетровск»
по материалам историка
Валентины Лазебник