Тема маршруток не сходит с уст днепрян: факты и не только…
Разве что ленивый еще не высказался на тему того, что в Днепре 19 декабря директор департамента транспорта и транспортной инфраструктуры Днепровской городского совета Игорь Маковцев подписал с перевозчиками города меморандум о сотрудничестве.
Но меморандум вызвал такой резонанс потому, что он отменяет 33 маршрута! Вдумайтесь, 33 направления будут обменены потому, что многие из них, якобы, дублируются. Но так ли это на самом деле?
Что хотят отменить
Согласно этому документу корректируется транспортная сеть города и ликвидируются 33 маршрута из-за того, что у них есть аналоги. Это следующие маршруты: №№ 9, 13, 20А, 21А, 31, 42А, 45А, 62, 64, 67, 76, 76А, 78, 79, 84, 88А , 92, 99, 101, 109, 114, 116, 122, 124, 124А, 125А, 132, 134, 135, 136, 142, 148 и 157.
Еще более 10 маршрутов изменяют схему движения и конечные остановки:
— № 41 «ул. Ижевская — ул. Рылеева — ул. Щитовая — ул. Петрозаводская — Донецкое шоссе — ж/м Левобережный-3»;
— № 45 «ул. Успенская — ул. В. Липинского (ул. Магдебургского права) — ул. Михаила Грушевского (ул. Сечевых Стрельцов) — пр-т Богдана Хмельницкого — ул. Бориса Кротова — ул. Радужная — пер. Изумрудный (Голубой)»;
— № 57 «ул. Харьковская — В. Липинского (ул. Магдебургского права) — ул. Михаила Грушевского (ул. Сечевых Стрельцов) — ул. Святослава Храброго — пр-т Пушкина — пр-т Александра Поля — ул. Титова — ул. Макарова — ул. Криворожская — ул. Рабочая (ул. Каверина)»;
— № 60 «ул. Вокзальная — пр-т Дмитрия Яворницкого — ул. Княгини Ольги — ул. Сичеславская Набережная — ул. Набережная Победы — ул. Космическая — Запорожское шоссе — ул. Аэропортовская — Аэропорт — пос. Старые Кодаки»;
— № 77 «ул. Старый путь (магазин АТБ) — ул. Николая Зерова — ул. Генерала Воливача — пос. Ясное (пл. 175 км) — ул. Андрейченко — ул. Большая Диевская — станция метро «Покровская»;
— № 92А «ул. Проезжая — ул. Мукачевская — ул. Большая Диевская — станция метро «Покровская»;
— № 118 «ул. Успенская — ул. В. Липинского (ул. Магдебургского права) — ул. Михаила Грушевского (ул. Сечевых Стрельцов) — ул. Святослава Храброго — пр-т Пушкина — пр-т Сергея Нигояна — ул. Маяковского — ул. Даниила Галицкого — ул. Ближняя (городская больница № 4)»;
— № 119 «ж/м Победа (пер. Добровольцев) — пр-т Героев — ул. Космическая — ул. Космонавта Комарова — б-р Славы — Запорожское шоссе — пр-т Гагарина (ул. Олеся Гончара — ул. Чернышевского) — пл. Соборная»;
— № 125 «ж/м Левобережный-2 — ж/м Каменский — Кайдакский мост — ул. Набережная Заводская — ул. Павлова — пр-т Сергея Нигояна — ул. Леваневского — ул. Курчатова»;
— № 136А «пр-т Богдана Хмельницкого (ГНПЦ) — ул. Сечевых Стрельцов (ул. Михаила Грушевского) — ул. Харьковская — ул. Липинского»;
— № 141 «ул. Михаила Лояна — ул. Старый путь — ул. Мостовая — ул. Доблестная — ул. Большая Диевская — станция метро «Покровская».
Днепряне против
Изменения вступят в силу в начале 2018-го после принятия новой транспортной сети. Но по факту такие изменения вынуждают многих жителей ездить с пересадками и платить за то же расстояние уже 12 грн. А вот многие перевозчики доказывают, что это только плюс, ведь на многих маршрутах «даже в час пик гоняют полу пустые автобусы». Днепряне с этим не согласны – волна негодования поднялась в социальных сетях, а петиция под названием «Вынести на обсуждение с жителями ликвидацию 33 маршрутов» собрала рекордное количество подписей и они продолжают расти. По состоянию на 22 декабря петицию подписали 1033 человека из 900 необходимых!
В чем истина
Пока в соцсетях негодуют, а жители города готовы не только подписывать петиции, но и выходить на пикеты к горсовету, стоит подумать – а в чем суть изменений и почему их проводят? Как говорят в горсовете, это вынуждения мера, чтобы сохранить цены на проезд в маршрутках и не повышать их. Кроме того, подчеркивают – там, где низкий уровень пассажиропотока, стоит убрать дублирующие маршруты. Но кто измерял этот поток? Ведь в сети жители активно доказывают – маршрутки в этом списке всегда переполнены.
«Маршрутка №9 самая популярная в нашем районе. Те, у кого нет своего автомобиля, пользуются исключительно этим маршрутом. Каждое утро, по пути на работу, наблюдаю большие очереди. Возможно, есть какое-то «окно», когда девятка более-менее свободна, но по факту это очень популярный маршрут на проспекте Свободы. Метро еще в процессе строительства, поэтому других вариантов нет»,- рассказывает днепрянин Станислав.
Тема маршруток в Днепре была актуальна всегда. В связи с вновь возникшим ажиотажем, «Громадський контроль» обнародовал данные замеров пассажиропотока, который был проведен осенью 2016 года. Мы предоставляем эту информацию на суд читателей.
Если детально проанализировать, то создаётся впечатление, что на многих маршрутах был сильно занижен пассажиропоток. Вот несколько примеров:
а) На маршруте 38, согласно замерам, работает 28 машин, и в период с 8:00 до 9:00 было перевезено 304 пассажира. Получается в среднем, в час пик, в одной машине перевозилось 11 пассажиров. Если учесть сменность пассажиров, то получается, что маршрутки вообще ездят пустыми.
б) На маршруте 107, согласно замерам, работает 38 автобусов, которые в час пик с 7:00 до 9:00 перевозят 619 пассажиров. То есть каждый автобус в час пик перевозит 16 пассажиров, что в несколько раз меньше реальных цифр.
в) На маршруте 141, согласно замерам, работают 18 автобусов, которые в период с 8:00 до 9:00 перевозят 134 пассажира. То есть каждый автобус в час пик перевозит 7 пассажиров, что в несколько раз меньше реальных цифр.
Также в замерах присутствуют явные манипуляции по классности (видам) автобусов.
К примеру, отмечается, что на маршруте 56 ездят средние автобусы с пассажировместимостью 46 человек, а реально там ездят небольшие “Спринтеры”.
Также наблюдается отсутствие прозрачного контроля количества машин на маршрутах и их графика движения. В последние два года все данные по передвижению маршрутов за счет GPS-маячков были публичны и передавались на google-карты. Но в ноябре 2017 по просьбе перевозчиков из свободного доступа эти данные отключили. Теперь этой информацией обладает только департамент транспорта. Надеемся, он собирается следить за соблюдением графика движения и количеством машин на маршрутах.
Ещё более странным отключение GPS на маршрутках выглядит в свете того, что GPS-данные начали появляться на электротранспорте.
Как утверждают специалисты, не стоит забывать гражданам и про устаревший подвижный состав на маршрутах. С ноября 2015 года в Днепре не проводятся конкурсы на маршруты. На текущий момент более чем по 30 маршрутам заключаются временные договоры, которые перезаключаются каждые 3 месяца на протяжении последних двух лет. Как следствие, на этих маршрутах перевозчики не заинтересованы в обновлении подвижного состава (автобусов).
А как же электротранспорт
В Днепре – отсутствие реальной конкуренции между электротранспортом и маршрутками. Город закупает троллейбусы, но, по мнению «Грромадського контролю», при этом совершенно не привлекает новых водителей троллейбусов. Как следствие, в электротранспорте – стабильное число троллейбусов, но половина троллейбусных маршрутов работает до 18.00.
Динамика увеличения количества водителей троллейбусов:
На 1.01.2015 – 136 человек
На 1.01.2016 – 150 человек
На 1.01.2017 – 152 человека
На 23.10.2017 – 154 человека
«Что мы рекомендуем сделать в данной ситуации? Обеспечить обновленный и более точный замер пассажиропотока. Публично показать замеры на всех маршрутах и привести цифры – сколько людей ездит в каждом направлении. На основании реальных цифр пассажиропотока сделать плановое задание для конкурса по перевозкам, чтобы на основных направлениях большие автобусы заменили “Спринтеры”. Провести открытый конкурс по перевозкам, с онлайн-трансляцией и публикацией всех данных. При повышении стоимости проезда публиковать все расчеты перевозчиков и делать публичные обсуждения этих цифр. Оборудовать все автобусы GPS-трекерами, как это прописано в договорах на обслуживание маршрутов, и отдать эти данные в свободный доступ, чтобы жители могли отслеживать передвижение транспорта в реальном времени через Интернет. На время подготовки к запуску электронного билета ввести систему проездных либо карточек, чтобы в случае пересадки в течении часа пассажиру не приходилось платить две цены проезда», – говорят аналитики платформы «Громадський контроль».
Прислушается ли власть к днепрянам, узнаем уже в начале 2018 года. А пока жители города активно подписывают петиции, проводят встречи со СМИ и верят, что им не придется выходить из дому в 6 утра, чтобы в девять быть на работе.
Подготовила Дарина Сухонос