Владимир Степанов: «На фестивале воздушных шаров я был «лисой»
Невероятно красиво смотрятся парящие в небе аэростаты. Не менее впечатляющая панорама открывается из корзины. Здесь есть и романтика, и экстрим, и жажда путешествий… О том, как в дождь и в стужу совершались полеты, как установлен рекорд Украины на дальность и продолжительность полета, о насыщенных фестивалях воздухоплавания эксклюзивно рассказал «Вістям» днепропетровский пилот аэростата Владимир Степанов.
Военный летчик
– Интересно, с чего началась история воздухоплавания?
– В 1783 году французы, братья Монгольфье, изобрели воздушный шар. Первый полет совершили смельчаки Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. Воздушный шар держали над огнем, затем по команде отпустили. Запуск посетил сам король Людовик ХVI. А с 21 ноября 1783 года в мире началась эра воздухоплавания. Братья Монгольфье ездили по всей Европе, демонстрировали свое изобретение. Посетили и Каменец-Подольский, где состоялся первый полет на территории нынешней Украины.
– Владимир Ильич, расскажите, как Вы начинали заниматься воздухоплаванием?
– С раннего детства я мечтал о небе. Мой дедушка, отец и братья мамы были военными летчиками. Я проводил много времени на аэродроме. Представителям этой профессии предоставляли бесплатные билеты, и мы всей семьей летали в гости к родственникам. Поэтому и к полетам привык с ранних лет. Дальше – военное училище и пятнадцать лет службы летчиком. После выхода на пенсию начал искать себе другую занятость. В 2008 году товарищи, зная мое летное прошлое, предложили стать пилотом аэростата. Я прошел курс спецподготовки и начал совершенствоваться в новой профессии.
– Вы установили рекорд Украины по длительности и дальности полета…
– Это было в феврале 2010 года. Четверо участников поднялись в воздух над Софиевским парком в Умани и начали свой путь. Мой шар был самым маленьким –
2200 куб. м, и я мог взять запас газа меньше, чем остальные. Это усложняло задачу. У других участников – 3 тыс. куб.м. Несмотря на дождь, снег и порывистый ветер, мой полет длился дольше всех –
6 часов 37 минут. Расстояние – 310 км. На два километра больше пролетел Алексей Пархоменко. Но так как у его шара другая кубатура – мой рекорд абсолютный по всем показателям.
Один в корзине
– Вы были один в корзине аэростата?
– Прежде на истребителе я всегда летал сам, летчик и штурман – в одном лице. Мне гораздо легче положиться на самого себя и не делить ответственность. Также и в полете на рекорд: я не хотел переживать за психологическое состояние другого человека, так как предвидел, что будет достаточно тяжело. Сперва дождь заливал корзину, затем снег мел в лицо. Вода замерзала на баллонах, и я не мог их переключать. Приходилось сбивать лед разводным ключом. К тому же во время полета начал травить один из восьми баллонов, пришлось срочно ремонтировать. Приземлился в районе Радомышля Житомирской области. К тому времени все вокруг хорошо занесло снегом, машина подбора с трудом пробиралась к месту моей посадки и в итоге застряла. На помощь пришли местные жители и помогли нам выбраться.
– Расскажите о команде.
– Всего в днепропетровском клубе воздухоплавания «Сапсан» три пилота. Когда совершаем полет, за шаром обязательно следует команда подбора из трех человек. В авиации летчик садится на незнакомую площадку только в случае аварийной ситуации. На шаре же скорость и направление зависят от ветра. Поэтому каждый раз может быть новое место финиша. Команда подбора постоянно держит аэростат в поле зрения. А когда он скрывается за деревьями, облаками или в тумане, поддерживаем радиосвязь. Я сообщаю курс, координаты, населенный пункт.
Туфли журналистки
– Случалось совершать посадку на чей-то урожай? Как относятся к незваным гостям сельские жители?
– В основном – с пониманием. Хотя мы предупреждаем конфликтные ситуации. В корзине всегда есть бутылка шампанского и сувениры. Однажды нас заметила пожилая женщина. Обеспокоено спросила, что случилось, и по какой причине мы не вернулись на аэродром. А у воздушного шара только одно направление – как ветер дует, так и летим.
– Как составляется маршрут полета?
– Три дня отслеживаем прогноз погоды. Непосредственно перед взлетом отпускаем в воздух наполненный гелием воздушный шарик и с компасом следим за траекторией его полета. В Днепропетровской области мы разработали ряд маршрутов.
– Расскажите о фестивалях воздухоплавания в Украине.
– В 2009 и 2011 годах в Днепропетровске проводили международные соревнования «Небесный Карнавал». В одном из заданий «Охота за лисой», я был «лисой» (улыбается). Еще с двумя участниками мы взлетели на аэростате и начали свой путь. Спустя 10 минут, в воздух поднялись «охотники». Через некоторое время я высадил своих пассажиров, и они на земле выложили большой крест из белой ткани. Чем ближе к нему участники на аэростатах сбрасывали специальный груз – тем лучше результат. А на фестивале в Херсоне нужно было найти водоем и, не совершая посадку, набрать воду в ведро. Затем – доставить ее к контрольной точке. Не обошлось без курьеза. Стараясь максимально наполнить ведро, мы не рассчитали, и корзина наполовину погрузилась в озеро. Журналистка, которая летела с нами, была огорчена тем, что намокли и расклеились ее новые туфли.
Мекка воздухоплавания
– Расскажите об Украинской федерации воздухоплавания.
– Деятельность ФВУ началась в 1993 году. Она занимается организацией соревнований, делает рейтинг пилотов по Украине. Благодаря федерации, во главе которой делегат СІА (Международной воздухоплавательной комиссии) Александр Николаев, украинские воздухоплаватели участвуют в зарубежных соревнованиях. География впечатляет – Япония, Швеция, Австрия, Франция, Дубаи… Я бывал на фестивалях в Румынии и Молдове. Порадовал отличный уровень организации и теплый прием. А мой коллега, киевский пилот Владислав Щенявский, с восторгом рассказывал о своей поездке в Америку. Город Альбукерке – мекка воздухоплавания. Представьте: около трех сотен шаров парят в небе над живописным плато.
– Какие запомнились отечественные фестивали?
– Я участвовал в мероприятиях в Киеве, Переяславе-Хмельницком, Львове, Сходнице. Весенний международный фестиваль в Каменце-Подольском неизменно впечатляет невероятно красивым зрелищем – множеством аэростатов, плывущих над каньоном реки Смотрич, а также над старинной крепостью. Ездил в этот замечательный город и на «Лютневі пригоди», где наша команда завоевала бронзу. Суть в том, что за шаром следовали группы подбора на джипах. И нужно было максимально быстро подъехать к приземлившемуся шару и привести его на контрольную точку. Задачу усложняла тяжелая дорога через лес. Грязь со снегом достигали борта машин. Что интересно: наша команда на старенькой советской «Ниве» проехала везде, где буксовали крутые иномарки.
– Случались курьезы в воздухе?
– Как-то на одном из фестивалей летели в пять часов утра над лесом. А когда густая растительность закончилась, мы увидели спящую на зеленой поляне молодую пару. Услышав нас, они спешно накрылись одеялом. За нами еще более десяти шаров летели и громко подшучивали. И вдруг из-под одеяла появилась мужская рука и нам помахала. Забавно было! (смеется).
Екатерина Чередниченко,
фото из личного архива Владимира Степанова