Поиск детей на Днепропетровщине: полиция плюс волонтеры
Недавно в Днепре, в Главном управлении Национальной полиции провели «круглый стол», чтобы наработать алгоритм взаимодействия правоохранителей, общественных организаций и власти относительно поиска без вести пропавших детей. Мероприятие посетила и корреспондент «Вістей».
ОПАСНЫЕ СОЦСЕТИ
«Инициатива взаимодействия полиции и общественности возникла после недавнего случая с пропажей в Днепре 10-летней Алисы, – рассказала адвокат Юлия Сегеда. – Для поиска ребенка оперативно собралось около 200 неравнодушных людей. Но возникли трудности с эффективной организацией самого процесса. Поэтому необходимо сформировать план координации действий активистов и полиции».
Юлия Сегеда также обратила внимание на актуальную проблему – так называемые «группы смерти» в Интернете. «Детям отправляют зашифрованные послания, которые призывают совершить суицид. К примеру, предлагают включать конфорки, не зажигая огонь. Обещают, что таким образом ребенок превратится в сказочную фею. Кроме того, детей агитируют пропасть на 24 часа, чтобы проверить, как их любят родные».
По словам заместителя начальника управления департамента образования и науки ОГА Наталии Олейник, после флешмобов, таких как «пропади на 24 часа», психологи Днепра проводили тестирование. Ответы детей свидетельствуют о главной причине их действий. Это – стремление привлечь внимание родителей, к примеру, из-за обиды на отказ в покупке какой-то вещи. Еще один аспект – взрослые не уделяют детям достаточно внимания, когда те пытаются поделиться с ними своими трудностями.
С проблемой пропажи детей лично недавно столкнулась и психолог, волонтер Юлия Россинская. Ее 15-летний сын Климент ушел из дома. С помощью патрульной полиции и волонтеров через несколько дней подростка нашли во Львове.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
В областном центре на протяжении трех лет работает общественная организация «Поиск пропавших детей». Ее руководитель Елена Жовтобрюх говорит, что в их рядах – около пятисот человек. Любой может зарегистрироваться на сайте и по сигналу подключаться к поисковым мероприятиям. «Важно информировать и объединять людей. И тогда мы все вместе можем многого достичь», – говорит она.
Схему взаимодействия полиции и волонтеров презентовал заместитель начальника ГУ Нацполиции в области Сергей Манза. Этот алгоритм может стать наиболее продуктивным и будет действовать по всей Днепропетровщине. Так, после поступления сообщения о пропаже ребенка создается штаб поиска из нескольких сотрудников полиции и волонтеров для координации работы общественности. Участников поиска разделят на группы. Те займутся отработкой территории, прилегающей к последнему известному месту пребывания ребенка, обследованием путей возможного его передвижения, мониторингом мест массового пребывания людей в режиме поста, распространением листовок с информацией о ребенке. Они также станут работать над размещением сообщений в СМИ, соцсетях, рассылкой СМС, обзваниванием больниц, отработкой родственных связей и друзей. Хакеры изучат соцсети пропавшего несовершеннолетнего. Важно, что все эти мероприятия будут проводиться одновременно.
АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ
Юлия Сегеда также предложила внедрить американский опыт оповещения населения. Проект «Амбер» начал свою деятельность в США в 1996 году после пропажи и убийства ребенка. Тогда экспертиза установила, что девочка была жива в течение двух суток, и ее можно было спасти. Эта трагедия и послужила поводом внедрения оперативной системы оповещения. Как рассказал начальник управления патрульной полиции Владимир Богонис, сейчас ведется работа над подобным алгоритмом – скорее всего, это будет на базе мобильного приложения «Моя полиция».
Начальник ГУ Нацполиции в области Игорь Репешко подчеркнул важность инициатив, озвученных на «круглом столе». Следующим действием полиции и волонтеров станет разработка более детальной схемы сотрудничества.
ЕКАТЕРИНА ЧЕРЕДНИЧЕНКО