Рынок земли: а как за рубежом?
Горячие головы, которые ратуют за абсолютную и безоговорочную либерализацию рынка земли в Украине, возможно, не знают, что многие государства с устоявшими демократиями, где частная собственность священна и неприкосновенна, сочли необходимым ввести ряд жестких регуляторных мер в отношении купли-продажи сельхозугодий.
ПРЕДЪЯВИ ДИПЛОМ!
Об ответственном отношении к сельхозугодьям, например во Франции, можно судить по такому факту: к покупке наделов допускают только людей с аграрным образованием. «Только лишь опыта работы на земле там недостаточно. Требуется диплом, причем французского аграрного вуза», – говорят в Комитете Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных ресурсов, члены которого, похоже, объездили едва ли не полмира, задавшись вопросом: а как у них с куплей-продажей земли?
Между тем, функционирование рынка земли даже в пределах Евросоюза нельзя привести «к общему знаменателю». Каждое государство установило собственные «правила игры», в разной степени регулируя и контролируя их.
В Болгарии, например, приобрести поле может любой гражданин Евросоюза, но при условии проживания в стране не менее пяти лет. Покупать сельхозугодья не возбраняется и компаниям, но для этого требуется заключить специальный международный договор с государством.
А вот Хорватия закрыла свой земельный рынок для иностранцев. Пошло ли это на пользу стране? Похоже нет: во владении граждан находятся 65% полей, треть из которых не обрабатывается.
Польское государство предпочло минимизировать свое присутствие на рынке земли и контролирует разве что площадь сельхозугодий: каждый собственник не может владеть более чем 500 га. Достаточно долгое время здесь существовал мораторий на продажу земли иностранцам. Снятие его 1 мая прошлого года привело к значительному повышению стоимости сельхозугодий.
Сербия запретила продавать земли иностранцам и установила планку для своих граждан -минимум 50 соток. Земельная реформа здесь началась с реституции – возвращения 74% всех сельскохозяйственных земель в частную собственность. Сейчас граждане этой страны владеют 92% сельхозугодий.
РАВЕНСТВО ДЛЯ ВСЕХ
В Испании именно эффективная земельная реформа, проведенная в конце прошлого века, позволила вернуть в страну десятки тысяч граждан, покинувших родину в поисках лучшей доли. Понятно, что тема моратория на продажу земли здесь не поднимается, а цена испанских наделов очень высока.
Германия считается лидером в Евросоюзе по продаже сельхозугодий. Спрос на землю рождает высокий уровень жизни населения и культуру производства. Здесь полностью отсутствуют ограничения на покупку угодий: перед немецкой землей все равны – и граждане Германии, и иностранцы.
Достаточно вольные нравы на рынке земли Великобритании. Купить надел может любой иностранный инвестор – если, конечно, сочтет это целесообразным: стоимость земли в Великобритании изрядно «кусается» и окупить инвестиции достаточно непросто.
СТРАСТИ ПО УГОДЬЯМ
Похоже, количество пахотных земель прямо пропорционально участию государства в функционировании рынка земли. Правительство Бразилии, например, постоянно разрабатывает новые правила, ограничивающие покупку земель иностранными компаниями и гражданами. И это при том, что обладает колоссальными по масштабу угодьями. Все больше задумывается об ограничении прав иностранцев на покупку земли и Аргентина.
В свое время бывший президент этой страны внесла в Конгресс законопроект, вызвавший бурную критику из-за якобы несоответствия его Конституции страны, гласящей, что иностранные граждане могут владеть, покупать и продавать недвижимость. Президентский законопроект предусматривал, в частности, владение не более 1000 га сельхозугодий одним собственником. Страсти вокруг земель Южной Америки кипят и по сию пору. Многие страны этой части света стремятся ограничить присутствие чужаков на своих пахотных землях. В Парагвае, например, право собственности на землю принадлежит только гражданам государства. В Уругвае при каждой сделке с землей первое право на покупку принадлежит государству.
НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ…
Ну а что же страны, некогда входящие в СССР, – как они обращаются со своей землей? В Эстонии государство не принимает прямого участия в регулировании цен на сельхозугодья. Шесть лет назад здесь были сняты любые ограничения на куплю-продажу земли. Несмотря на свободу и достаточно невысокую цену, спрос на эстонскую землицу невелик, поэтому более ее половины находится в аренде.
В Казахстане земля может принадлежать только гражданам этой страны, что зафиксировано Конституцией. Однако в Министерстве сельского хозяйства считают, что земли сельскохозяйственного назначения можно сдавать в аренду иностранным инвесторам, если это положительно скажется на экономике страны. Интерес к казахстанским землям проявляют партнеры этого государства по Таможенному Союзу – Россия и Беларусь, а также Китай. Кстати, не так давно в Казахстане разгорелся скандал, связанный с Китаем. Несколько национальных СМИ написали о том, что Казахстан готов передать в аренду Китаю 1 млн. га под выращивание рапса и сои. Опровержение последовало тут же: речь шла не об аренде, а о создании совместного предприятия.
Не так давно открыла свой рынок земли Беларусь. Ныне активно готовится это сделать Украина, которой, похоже, придется идти собственным путем. Ведь мировой опыт в этой сфере так неоднозначен и разнообразен…
ПОЧЕМ ЗЕМЛИЦА В МИРЕ
Средняя цена за 1 га (в долларах):
– Эстония – 5 тыс.
– Болгария – 4,6 тыс.
– Польша – 10,3 тыс.
– Румыния – 6,1 тыс.
– Хорватия – 7 тыс.
– Австрия – 42 тыс.
– Великобритания – 31,4 тыс.
– Ирландия – 39,3 тыс.
– Испания – 16,1 тыс.
– Германия – 32,1 тыс.
– Голландия – 63,7 тыс.
– Швейцария – 70 тыс.
КСЕНИЯ ИПАТЬЕВА