Бензин и дизтопливо могут подорожать сразу на 5 гривен

В Украине могут подорожать бензин и дизтопливо, хотя наши нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) постепенно наращивают их выпуск. Причина — возможное введение с 1 мая квот на его импорт для защиты отечественного производителя в объемах не более 50% рынка для топлива из РФ и Беларуси и 30% — для остальных зарубежных поставщиков. Пишет «Сегодня».

Все, что сверх квоты, будет облагаться пошлиной в размере 30% стоимости топлива (без акцизов), что приведет к его удорожанию до плюс 5 грн/л. Напомним: сейчас Украина импортирует около 80% нефтепродуктов, в том числе 54% бензина (доля Беларуси составляет 40%, ЕС — 14%) и 85% ДТ (32% из Беларуси, 42% из РФ и 11% — из ЕС).

Очевидно, что если квоты введут (сейчас это предложение на рассмотрении в межведомственной комиссии при Кабмине), то, по словам экспертов топливного рынка, это приведет к дефициту прежде всего дизтоплива, используемого для грузоперевозок и в агросекторе. Власти пока скупо комментируют, какое может быть принято принято решение. «Предложение изучается», – ответили нам в межведомственной комиссии.

Потери составят более 2,5 млрд грн

Председатель Федерации металлургов Украины Сергей Беленький оценил потери горно-металлургического комплекса, на который приходится 7—8% потребления ДТ, от неизбежного подорожания топлива в случае введения квот в 2,5 млрд грн в год. Это как прямые потери от закупки топлива для производственных нужд, так и косвенные, от последующего удорожания ж/д-тарифов.

Против квотной инициативы и президент «Нефтегазовой ассоциации Украины» Дмитрий Кулик. По его словам, это не только вызовет дефицит топлива, но и разрушит сложившуюся диверсифицированную систему его поставок на украинский рынок.

Могут быть ответные меры

Наконец, юрист Анжела Махинова уверена, что инициатива ограничить импорт топлива из всех стран несет большие риски для Украины как страны-члена ВТО. «В рамках ВТО у Украины есть негативный опыт введения пошлин. Это 2013 г., когда мы ввели ограничение на импорт легковых автомобилей, а Япония это решение оспорила. В результате мы вынуждены были отменить их. Сейчас мы можем наступить на те же грабли, но тогда мы были относительно «молодым» членом ВТО и нас могли понять и простить, но если мы повторим это – то нас могут расценивать как злостного нарушителя международных правил торговли», – отметила Махинова.

Также, по ее словам, ограничения на импорт топлива в Украину может спровоцировать ответные меры пострадавших стран в отношении украинского экспорта.