“Черная пятница”: эксперты предостерегают от ненужных покупок
Сегодня, 29 ноября – так называемая “черная пятница”. Ждать ли реальных скидок в “черную пятницу”, как к таким событиям следует готовиться, а также – чем отличается “черная пятница” по-украински от “черной пятницы” на Западе – об этом рассказали эксперты изданию “Комментарии”.
Экономист Игорь Гарбарук напоминает, что практика распродаж родилась в США пару сотен лет назад. А с 1966 года “черная пятница” начала шествие по планете. И с того времени многое изменилось.
“Такие “черные пятницы” каждая розничная сеть проводит, когда считает необходимым, – подчеркивает эксперт. – Сейчас удивить кого-то скидками невозможно. При этом на постсоветском пространстве, в том числе в Украине, реальных скидок (за редким исключением) не существует. Очень малое количество товара попадает под скидки. Остальное – это желание розничных сетей распродать ненужный товар, “хлам”, который у них накопился на полках в торговом зале и в складских помещениях. А на востребованный товар перед “черной пятницей” цену просто поднимают – в несколько приемов, или за раз. Таким образом получается мифическая скидка”.
Игорь Гарбарук рекомендует перед “скидочными днями”, которые, как правило, анонсируются заранее, отслеживать цену на товар, который вам необходим. Тогда будет видно, сделана ли на него скидка в обусловленный день.
“И скажите “Нет!” эмоциональным покупкам, – призывает экономист. – Когда вас ловят на эмоциях, вы тратите больше, чем планировали. Следует рационализировать свои покупки, подготавливаться к ним. И тогда вы будете покупать лишь то, что вам действительно необходимо, а не приобретать по принципу “надо купить, потому что сейчас скидка” то, что вам совершенно не нужно”.
“В Украине распродажи – это скидки импортеров”
Исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин уверен, что “черная пятница” по-украински значительно отличается от западной.
“На сегодняшний момент украинская “черная пятница” – это скидки импортеров. И скидки, которые предоставляют сегодня в наших магазинах, не могут быть ниже таможенной стоимости, по которой сюда зашел товар – в силу того, что импортер не будет платить “налог на убыток”. Поэтому всё, что у нас подается в качестве “скидок” – это просто уменьшение торговой наценки, которую импортер заведомо заложил в цену товара”, – подчеркивает эксперт.
В то же время американская “черная пятница” – это скидки, которые предоставляются совместно с производителем и ритейлером, поясняет Пендзин.
“У них нормальные скидки – до 80% от стоимости товара, – отмечает экономист. – Производитель заведомо продает ниже себестоимости, чтобы очистить склад для захода новой продукции. А у нас нередки случаи когда стоимость товара в “черную пятницу” на “распродажах” превышает стоимость этого же товара без скидок на интернет сайтах торговцев в европейски сетях”.
Олег Пендзин также подчеркивает, что украинцы в “черную пятницу” покупают, как правило, обувь и одежду (более 50% всех покупок). При этом на них и так, в зависимости от сезона есть скидки, не говоря уж о вещах и обуви из старых коллекций.
“Украинцы боятся быть богатыми”
Инвестиционный консультант, предприниматель, финансовый советник семьи Сергей Ивагло уверен, что распродажи в стиле “черной пятницы” – это маркетинговой ход, который направлен на психологию человека.
“У нас есть определенные психологические особенности. У украинцев имеется страх больших денег. Все хотят быть богатыми, но боятся. Ведь богатых у нас, как правило, расстреливали (временя революции), раскулачивали (советское прошлое), пытали до смерти (лихие 90-е). И генетически в нас заложено, что много денег – это опасно. Подсознание пытается спасти нас от, как ему кажется, больших денег, – поясняет эксперт. – А самое верное средства такого “спасения” (даже если мы накопили определенную сумму) – всё скорее потратить. Эти вещи четко знаю маркетологи – и бьют нас по “больному”, в том числе – по кошелькам”.
Чтобы не тратить деньги на то, что вам, собственно, не нужно, Ивагло советует обязательно планировать средства. И предлагает вариант, который использует сам: три шкатулки.
“Семейный бюджет следует делить на три части. Первая – основные жизненные расходы, вторая – инвестиции, третья – себя побаловать. У нас есть такие три шкатулки (копилки), по которым мы распределяем средства. И шкатулка №3 – это как раз из разряда “побалуй себя”. Туда собираются деньги на отпуск, на какие-то брендовые вещи, на “вкусняшки”. И если подходит какой-то скидочный день, брать можно только оттуда. Не более”, – делится финансовый советник семьи.