Днепрянка делает фотографии, которые восхищают (Фото)

Одна-единственная запись в трудовой книжке… В советское время это было поводом для гордости, а сегодня вызовет, скорее, удивление. Динамически развивающийся мир подталкивает людей периодически менять не только место работы, но и сферу деятельности. «Сегодня в тренде не стабильная работа, а проектная», — говорит днепрянка Алена Алексеева-Руденко, учитель, микробиолог и журналист по специальности, в недавнем прошлом — главный редактор и директор днепровского телеканала ИРТ, а сегодня — фотограф-фрилансер.

Когда «пони бегает по кругу»

— Алена, 12 июля — Международный день фотографа. Я тебя поздравляю с твоим новым профессиональным праздником. А как ты сменила ТВ на фотографию?

— Спасибо! Я меняю профессию не впервые. Когда-то была учителем младших классов, а потом стала микробиологом: окончила университет, отработала 4 года по специальности, занималась ДНК-диагностикой в частной лаборатории, проводила иммунологические исследования в лаборатории мединститута. Самое яркое воспоминание тех лет: я иду зимой из лаборатории в соседнее полуразвалившееся неотапливаемое здание, несу в одной руке предметные стекла, в другой — обогреватель, а потом, стуча зубами, сижу за большим микроскопом. В свободное время я читала газеты и удивлялась: «Кто так пишет?» Мой коллега как-то сказал: «Алена, что ты здесь делаешь? Тебе же туда надо?» Я подумала: почему бы и нет? На 9-м канале был конкурс ведущих, я пришла, меня взяли. Так начался мой 14-летний период телевидения. Это была увлекательная работа, когда поначалу не обращаешь внимания на отсутствие выходных, когда думаешь: «А за это что, еще и платят?» Я потом закончила «журналистику» в ДНУ — поставила себе галочку. Поэтому уходить с этой работы было тяжело — длительный период я там была.

— Почему вообще возникла необходимость уходить?

— Периодически что-то надо менять. Довольно долго ТВ было моим делом, поглощало всю меня. Были интересные задачи. Бывало адски тяжело. Но в определенный момент ты понимаешь, что «пони бегает по кругу»: задачи повторяются, ты их уже решал, получается, что «проигрываешь» один и тот же опыт заново. И возникает ощущение, что пластинку надо сменить, потому что прежнего интереса уже нет, а работать только ради денег не хочется.

Стели соломку сам

— И куда ты ушла?

— В никуда. Страшно уходить, когда у тебя нет внешней поддержки. Меня же поддерживал муж. И наличие финансов тоже немаловажно: я могла позволить себе какое-то время потратить на перезагрузку мозгов. Некоторые люди, начитавшись в соцсетях постов позитивного мышления типа «Вселенная сама тебе дорожку постелит», могут ушибиться, потому что соломка на этой дорожке должна стелиться тобой. Бывают обстоятельства, когда все складывается как пазл, но на самом деле в таких случаях тобой был сделан ряд усилий.

— Как ты начала фотографировать?

— Когда я уходила, составила список и периодически его перечитываю, чтобы ткнуть себя носом: «Смотри, Алена, сколько ты хотела всего сделать!» Я хотела заниматься и батиком, и акрилом, и маслом… Вот эта работа на стене — моя. Мне очень хотелось после управленческих вещей полностью отдаться творчеству. Но оказалось, что энергии где-то уже не хватает, потому что она была пере­расходована в предыдущей деятельности, что не так много времени в сутках, что нужно сфокусироваться на одном. Я выбрала фотографию и пошла на курсы. Кстати, всем хочу пожелать посещать курсы. Самообучение — это хорошо, тем более в наше время, когда говорят, что будет постоянная смена деятельности. Но мне гораздо легче было стартовать, потому что у меня появилась база, которой раньше не было. В путешествиях я любила фотографии. Некоторые из них получались интересными: почему они удались, я поняла уже потом. Занимаясь только самообучением, ты тратишь больше времени на постижение каких-то правил, которые можешь узнать за более короткое время на курсах.

Сам себе директор

— Ты — фрилансер, работаешь сама на себя. Как заставляешь себя трудиться?

— Предыдущая школа ИРТ приучила меня составлять план, хотя по натуре я не склонна к этому. Но это помогает: когда ты все заранее продумал, то не потеряешь время. Во фрилансе много минусов, конечно. Один из них — теряется контроль, тебя никто не «пинает», ты сам должен что-то делать. Но если тебе интересно то, чем ты занимаешься, не надо особо себя заставлять. Заставляет твое желание. Иногда я до четырех утра обрабатываю фотографии, потому что не могу бросить процесс, хочу увидеть конечный результат. Это тоже неправильно, потому что можно «переработаться», а потом удивляться: «Почему нет желания что-то делать?» Поэтому иногда нужно себя подстегивать, а иногда — сдерживать.

— Ты же снимаешь не только ради морального удовлетворения?

— Ради этого я бы не снимала в таких объемах. Как мне кажется, нельзя слишком долго что-либо делать лишь ради интереса. Ты вкладываешь в дело время, деньги, энергию, поэтому хочешь взамен получать не только «лайки» в соцсетях. Я изначально рассчитывала, что буду зарабатывать фотографиями.

— И как ты зарабатываешь?

— Продаю фото на микростоках и начинаю размещаться на макростоках. Отличие, прежде всего, в размерах продаж: на первых они мелкие и более частые, на вторых — более денежные и редкие.

— Какие минимальная и максимальная цены, по которым тебе удавалось продать фото?

— Минимальная — стандартная для новичков. Это — 25 центов. С повышением ранга цена растет. Когда твое фото выбирает подписчик стока, и оно может продаваться тысячи раз, то, соответственно, ты и получаешь. У меня есть фото, которые купили уже больше сотни раз. Есть снимки, которые продаются на других условиях. Так, например, в прошлом месяце за свое новогоднее фото собственных пряников получила гонорар 90 долларов. Но деньги — это не мерило классности фотографии. Однажды у меня купили за пару десятков долларов фото, снятое «на коленке» (я делала ленивые вареники, сняла на кухонном столе, без света). Кому-то оно понадобилось, хотя в нем ничего художественного не было. А есть отличная фотография, которая победила на конкурсе, но она плохо идет на стоках. Мотивирует не то, что какой-то крупный бренд купил твое фото, а когда ты сам видишь, что фотография получилась.

Наталия Рекуненко,

фото из архива Алены Алексеевой — Руденко