Эдуард Малетич: «Главное в жизни — встреча двух родственных душ»
Творчество никопольского художника Эдуарда Малетича — это постоянный поиск гармонии и красоты в окружающем нас мире. Видимо поэтому его картины, какую бы тематику ни выбрал художник, наполнены философским содержанием. Не удивительно, что владельцы картинной галереи «ТELEGA» в Днепре предложили Эдуарду сделать персональную выставку на философскую тему. Значительное количество положительных отзывов свидетельствуют о том, что видение Малетича нашло отклик в сердцах ценителей и любителей искусства.
ХОРОШИЙ УНИВЕРСИТЕТ
— Эдуард, когда Вы занялись живописью?
— Увлекаюсь изобразительным искусством с детства. У меня по маминой линии все хорошо рисуют, а в роду деда, который жил на Кавказе, вообще был известный художник. Сколько себя помню, всегда рисовал или лепил. Это был мой способ высказаться, передать свои впечатления о прочитанной книге, просмотренном фильме, посещении музея. Искусство не оставляло меня равнодушным никогда. В школьном возрасте я посещал городские изостудии. Мне повезло с замечательными педагогами, которые привили любовь к творчеству.
— Что на Вас производило особое впечатление?
— Наверное, как всех мальчишек, меня глубоко задевала тема войны, а также нравилось знакомиться с животным миром. Поэтому я больше всего любил рисовать батальные сцены и лошадей. Помню, как сильно поразила меня диорама «Битва за Днепр». Дома склеил альбомные листы и по буклету пытался воспроизвести увиденное. Потом «заболел» русскими художниками — Айвазовским и Шишкиным, копировал их манеру письма…
После окончания школы поступал в Днепропетровское художественное училище, но не набрал положенного количества баллов. Зато попробовал свои силы, увидел уровень подготовки других ребят, который был действительно выше и… пошел работать на завод ферросплавов художником-оформителем. Это был 1995 год, там существовало целое художественное бюро с большим коллективом, где трудились преимущественно профессиональные художники. Печатной продукции было мало и все приходилось делать вручную. Я застал еще то время, когда писали перьями разные шрифты и стал свидетелем того, как эта профессия отходит в прошлое, уступая место печатным машинам. Сейчас на заводе остался один художник-оформитель.
— На заводе — мало творчества. Так не скучно?
— Кроме оформительской, мы занимались и живописной работой. Но главное — это коллектив, интересный симбиоз разных специалистов. Практически каждый сотрудник бюро был кладезем опыта работы по металлу, дереву, в керамике или живописи. А сколько творческих идей! Это стало для меня очень хорошим университетом. Общаясь с такими мастерами, я рос как художник. К тому же за это время успел окончить художественно-графический факультет педвуза в Кривом Роге. Так что все, что впитал тогда, я воплощаю в своем творчестве сейчас.
ОБЪЕДИНЯЮТ ЦЕННОСТИ
— Когда рискнули выставить свои произведения на суд зрителей?
— Впервые это произошло в 2011 году, когда в Никополе организовали художественный союз, что дало возможность многим местным художникам выйти, как говорится, в свет.
Участие в общих выставках позволяет увидеть разные уровни мастерства и собственный потенциал развития. Это только непрофессионалам кажется, что они «гениальны» от природы и учиться им не нужно. Однако когда картины стоят в общем ряду, то лучше видишь их слабые и сильные стороны.
— Это комплекс неполноценности не развивает?
— Критика от компетентных людей — очень ценна. А мнение дилетантов меня не волнует.
— Ваше творчество больше рассчитано «на толпу» или на элитарного зрителя?
— Мнение большинства, конечно, приятно, но это не критерий оценки. Считаю, что искусство все-таки должно быть элитарным.
Моя первая персональная выставка получилась случайно, в том смысле, что к ней специально не готовился. Просто собрал все, что у меня было — живопись, керамику — и назвал ее «Поиск».
Ко второй персональной выставке уже подошел осознанно, заранее запланировал, придумал тему — «Дети Земли». Это направление, как говорится, на злобу дня. Своими картинами, а их было выставлено около 40, я хотел сказать, что у человечества больше общего, чем того, что нас разъединяет. Понимаете, все земляне — это дети Земли и, несмотря на внешние отличия, у нас есть общие, базовые, ценности — верить, любить, быть любимым и нужным. Кроме того, мне хотелось напомнить людям, что мир настолько хрупок, он требует бережного отношения. К сожалению, современное общество отдалилось от природы, в отличие от наших предков, относится к ней потребительски. Это в конечном итоге может привести к катастрофе.
— Вы «не загрузили» философией тех, кто пришел на выставку?
— К моему удивлению и радости, эта выставка имела успех. Яркие эмоциональные картины понравились зрителям.
ДУАЛЬНОСТЬ И ЕДИНСТВО
— Недавно в Днепре состоялась выставка Ваших работ. О чем она?
— Владельцы картинной галереи «TELEGA» сами задали философский формат, а тему придумал я. Когда размышлял над ней, то обратил внимание, что дуальность всегда близка моему творчеству. Отсюда и название выставки — «Дуальность и Единство». Работ такого направления набралось около 20. Парность постоянно присутствует в мире, природе. В каждом из нас в той или иной мере есть рациональное начало, а есть нечто дикое, необузданное. В мировом искусстве темы жизни и смерти, любви и ненависти делают его весомым, смысловым. Контрасты и противопоставления очень впечатляют, образы стают более выразительными. Выставка «Дуальность и Единство» — это мое собственное осознание того, что жизнь мудра и удивительно сбалансирована. Центральная картина называется «Встреча». Это история о случае, о встрече и столкновении двух миров — мужчины и женщины. В результате этого между ними зарождается огонь. И такие разные по сути существа становятся единым целым. Считаю, что главное в жизни — встреча двух родственных душ.
Вообще, мое творчество — поиск гармонии и красоты жизни. Художник — это особое видение и восприятие мира, а значит и особая ответственность.
ЕЛЕНА ЩЕРБОВА