Художник из Днепра создает «съедобные» картины

Ежедневно нас окружает огромное количество продуктов питания. Однако использовать их можно не только в рационе, но и в искусстве. «Вісті» уже рассказывали о food-художнике (food с англ. — еда) из Днепра Павле Бондаре, который создает «съедобные» картины из шоколада, вина, укропа, суши, банановой кожуры и многого другого. Сегодня Павел поделился с читателями «Вістей» идеями новых проектов и выставок.

«ВКУСНЫЕ» ЛИЦА

— Павел, если бы не стали художником, какую профессию освоили бы?

— Высшее образование у меня экономическое. Но уже на первом курсе университета понял, что хочу быть художником. Вначале делал небольшие зарисовки, позже появились портреты друзей. Так, шаг за шагом, я связал свою жизнь с искусством, и на данный момент не вижу себя в другой профессии. Обожаю создавать что-то свое, поэтому не люблю смотреть на чужие картины. Не хочу повторить идеи другого художника.

— В чем уникальность Вашей техники?

— Моя техника заключается в классическом рисовании и в нестандартном подходе самовыражения. Классический вариант — это карандаш и пастельные мелки, которые я в основном использую для создания портретов. Благодаря данным материалам получаются реалистичные изображения. То есть, можно в полной мере скопировать каждую клеточку лица или тела человека. Второй подход — шоколадное искусство и рисование, в принципе, любыми продуктами питания, которые только можно использовать. Такие материалы применяются в рамках моего проекта «Вкусные лица», идеей которого является создание порт­ретов знаменитых людей из продуктов питания. Некоторым звездам я дарил такие иллюстрации в подарок. Сейчас работаю с портретами не только знаменитостей, но и с теми, кто так или иначе меня впечатлил.

— Какие работы есть в Вашем портфолио, помимо «шоколадных» картин?

— В сентябре был заказ расписать стены в новой кондитерской на левом берегу в Днепре. Тематика — кексы, круассаны, пирожные, девочка, сладко облизывающая палец. Конечно, я хотел передать атмосферу вкусноты для того, чтобы посетителям было приятно сюда приходить. Мне очень нравится получать такие заказы, но это непосредственно относится к работе. А проект «Вкусные лица» — нечто большее. Ведь я полностью погружаюсь в него. В этом — весь я. Помимо «шоколадных» картин, на моем сайте tastyfaces.net представлены работы из овсянки, ванили и корицы, хлеба и чая, вина и винограда, суши, кофе и бананов. Я редко их публиковал за последний год, потому что было множество различных заказов и не хватало времени. Однако мои накопленные идеи сейчас на стадии реализации, надеюсь, что вам понравятся новые картины. Также в первом полугодии 2020 года я планирую провести выставки по Украине.

ОТХОД ОТ КЛАССИКИ

— В каких странах можно увидеть Ваши картины?

— В прошлом году состоялась моя выставка в Германии, в городе Кельн. Я выставлял 25 картин, написанных шоколадом, кофе и вином. Это была смешанная техника из трех компонентов. Тогда я месяц жил в Германии. Это был интересный опыт. В Украине заказы бывают часто, в основном, это кофейные картины либо шоколад с гранатовым соком. Данная техника выполняется на холсте. Чем больше его формат, тем эффектнее и ярче получается работа. В интерьере такие картины смотрятся довольно интересно и по-своему свежо, так как это отход от классики. Мои картины побывали в Германии, России и Украине.

— Современное искусство выходит за рамки стандартного. Возможно, именно это стало для Вас причиной креативных подходов в рисовании?

— Я никогда не вдохновлялся современным искусством других художников. В некоторых моментах для меня это даже абсурдно. Я понимаю, что можно попробовать внести свое новшество в современное искусство, несколько изменить его, доказать, что оно не настолько провокационное. Те подходы, которые я использую, позволяют мне более раскрепощенно донести до своего зрителя ту идею, которую выражаю в восприятии личности на портрете. Продукты дают возможность выразить эмоциональный мир человека и зрители, которые видят картину, ощущают это. Люди знают вкусовые качества продуктов, их запах, цвет, им это понятно, ведь мы сталкиваемся с пищей ежедневно. И, таким образом, человек может понять искусство, еще ближе к нему прикоснуться.

— Появлялись ли у Вас мысли создать «съедобную» картину не на холсте, а, например, на хрус­тящем печенье?

— Я создавал картину на плитке шоколада. Брал белый шоколад и горячим молочным шоколадом рисовал картину женщины в шляпе. Если ее еще не приобрели, то «Дама в шляпе» стоит на витрине в Львовской кофейне в Днепре. Это довольно интересно.

ЧИСТЫЙ ШОКОЛАД

— Какие сорта шоколада используете в работе?

— В основном — это чистый, хорошего качества черный и молочный шоколад без дополнительных добавок. Чем «хуже» шоколад, тем чаще могут попадаться сгустки какао и т. д. Также иногда добавляю белый шоколад для элементов, связанных с бликами. Белый (в моем портфолио) — редкость на данный момент, потому что с ним очень сложно работать. При высыхании он теряет цвет и оставляет жирные пятна, в отличие от темного шоколада, у которого в составе другие ингредиенты.

— Как правильно ухаживать за Вашими картинами?

— Уход за картинами, выполненными из продуктов питания, особого внимания не требует. Даже если картина «портится», я воссоздаю ее полную копию. Если работа готовится на заказ и будет на протяжении нескольких лет висеть на стене, то я могу имитировать изображенные продукты акриловыми красками. То есть, полностью повторяю внешний вид, создавая некий муляж оригинальной картины. Это касается тех продуктов, которые недолговечны. Например, свежие фрукты или овощи. Некоторые — я покрываю пищевым лаком. Также стараюсь уберечь от сырости, влаги, прямых солнечных лучей. Если картина будет использоваться долго, то прорабатываю подход, проверяю, в каких условиях она лучше хранится, и только тогда отдаю заказчику.

ТОЛЬКО ВПЕРЕД

 — Планируете ли Вы делиться своим мастерством с другими?

— Каждый желающий может со мной заниматься, и я постараюсь помочь вникнуть в волшебный мир рисования. Мне нравится раскрывать глаза людям, которые готовы их раскрыть, но пока не знают, как это сделать. Я стараюсь помочь прикоснуться к той красоте, которая на самом деле окружает нас всех, но из-за повседневности мы, конечно, ее не замечаем. Я провожу как индивидуальные, так и групповые занятия. Также работаю над видеоуроками.

— Что посоветуете начинающим художникам?

— Самое главное — это не бояться чувствовать себя особенными, быть всегда на два шага впереди остальных, идти своим путем. Он может быть сложным и с противоречиями, но никогда не нужно в себе сомневаться. Совет окружающим: хвалите художников, им это очень необходимо в профессиональном развитии.

— Ваше кредо в работе.

— Мое кредо: быть свободным художником. Верить в себя и в собственное призвание. Гордиться собой и дарить миру любовь. Это очень важно.

Маргарита Сопильняк,

фото из личного архива Павла Бондара