Ирина Чваркова: «Только ненормальные идут в актерскую профессию…»

Актриса, режиссер, любящая жена, заботливая мать двоих дочерей – все это Ирина Чваркова. Недавно артистка стала лауреатом X Театрального фестиваля «Классика сегодня» – постановка «Гамлета» имела ошеломляющий успех. Роль королевы Гертруды принесла актрисе победу в номинации «Лучшая женская роль». Тем, как Ирина открыла для себя секрет счастья, она охотно поделилась с читателями «Вістей».

ТЕАТР ВО ДВОРЕ

Слідкуйте за нами в Telegram та Viber !

– Многие наши мечты – родом из детства. У Вас желание стать актрисой тоже оттуда?

– Это мне привили родители. Они очень любили театр, постоянно водили меня туда. Ну и как я могла в него не влюбиться, как могла о нем не мечтать? Ребенком я была подвижным. Устроила во дворе свой импровизированный театр. С друзьями придумывала какие-то истории, распределяла роли.

– Уже тогда режиссировали?

– Пыталась. Мама – педагог, так что организационные способности у меня в крови. Репетировали… Потом заставляли родителей смотреть, что мы сделали. В школе, сколько себя помню, постоянно выступала, участвовала в конкурсах. В 8-м классе при родном Черкасском театре набирали театральную студию – я бегом туда. Занятия там дали мне маломальский опыт, а еще – направление в театральный вуз. Это означало, что я – без пяти минут студентка актерского факультета. И тут представьте мое удивление, когда родители – страстные поклонники театра, встречают в штыки мое решение стать профессиональной актрисой. Оба в один голос: «Это не профессия для женщины. А как же семья, дети?». Я была послушным ребенком. Как сказали старшие, так и будет. Отнесла документы в педагогический. Но мечта осталась. Став педагогом, со временем все-таки поступила в теат­ральный.

– Не пожалели?

– Конечно же, нет. На сцене можно примерить на себя бесконечное количество новых ролей. Работа в театре не дает заскучать, застояться…

– И Вы начали ставить спектакли. Значит, все-таки заскучали?

– Просто еще одну роль примеряла – образ доброго сказочника. Ведь ставлю я лишь детские истории. Как не крути, сказывается мое первое образование, да и третье тоже. Я еще и детский психолог. Очень люблю детей. Мне хочется что-то делать для них. Через сказки я могу сказать много доброго. Юные же зрители сами делают выводы, находят свою дорогу в жизни.

ЧЕГО БЫ ­ НЕ СТОИЛО

– Вы срежиссировали уже более десяти сказок. Нет желания попробовать себя в большой драматургии?

– Не хочу пока, но не буду загадывать наперед. А вот детям дарить сказки хочется. Мечтаю поставить «Сказку о рыбаке и рыбке» – я ее уже вижу. Очень хочу воплотить на сцене «Гадкого утенка».

– Что интереснее: ставить или играть?

– Для меня режиссура – хобби. Актерство – сама жизнь.

– Одно другому не мешает?

– Мешает! Еще как мешает. Во время репетиции возникает мысль: а ведь можно было бы здесь сделать иначе, не так, как говорит постановщик. Но это в корне неправильно. Выбрал профессию актера – значит, всецело доверяй режиссеру, лови каждое его слово. С другой стороны, ставишь спектакль и вдруг думаешь: «Ой, здесь актеру неудобно». Но ему и не должно быть удобно. Для артиста важнейшие слова: «Я сделаю! Чего бы мне это не стоило»!

– Вот мы и услышали Ваш девиз…

– Да, иначе ничего из меня не получилось бы. Сейчас, оглядываясь назад, первые свои роли считаю провальными. Но у меня было дикое желание развиваться. Могу сказать не только за себя, но и за всех актеров: только ненормальные идут в эту профессию, потому что здесь нужно отдаваться полностью.

ИГРАТЬ ШЕКСПИРА

– Свои первые шаги Вы делали в Черкасском театре. Там же оттачивали мастерство. Сейчас играете в Днепродзержинске. Что заставило сменить место работы?

– Любовь, как это ни пафосно звучит. Дело в том, что моего мужа пригласили сюда работать режиссером. Первое время мы жили отдельно. Но это непросто: видеть любимого человека только по праздникам. И все-таки я долго раздумывала. Нелегко было поменять родные Черкассы на тогда чужой для меня Днепродзержинск, теперь уже Каменское. Но когда посмотрела спектакли днепродзержинского театра, почувствовала, насколько в нем кипит жизнь, – сомнений не осталось. Так и получилось, что переехала из-за любви: и к мужу, и к театру, который отныне стал моим домом.

– Постановка «Гамлета» имела ошеломляющий успех на театральном фестивале «Классика сегодня». Роль королевы Гертруды принесла Вам победу в номинации «Лучшая женская роль». Поделитесь впечатлениями от работы над образом?

– Если актеру придется играть Шекспира – это уже счастье. Я была в восторге, когда поняла, какую буду играть роль – Гертруду в пьесе Шекспира! Сергей Чулков ставит – это же шикарно! Шекспир – всегда событие. Не каждый театр берется за его пьесы. Очень сложно играть. И я, конечно же, не исключение – ох, и намаялась. Режиссер ставит задачу – я выполняю, что-то другое теряется. Режиссер мне: «Верни то, что потеряла». Начинаю возвращать, теряю следующее… Пока это все собралось, выстроилось, прочувствовалось – пот и слезы, несмотря на мой опыт. Но какое же это счастье – играть Шекспира!

– Хочется задать Вам шуточный вопрос: почему актрисы выходят замуж за режиссеров?

– Ответ тоже будет шуточным. Не знаю, почему актрисы выходят замуж за режиссеров, но, наверняка, знаю, что режиссеры женятся на актрисах талантливых. А если серьезно, Саша не был режиссером, когда мы с ним поженились. Я гораздо раньше этим занималась и, собственно, и его подтолкнула. Он сделал одну самостоятельную работу, еще не имея соответствующего образования. Это было настолько здорово, что я сказала: «Ты уже перерос актерство – тебе надо идти в режиссуру». Время показало, что я была права.

– Сейчас Ваш муж – Александр Варун – приступил к постановке спектакля «За двома зай­цями». Вам доверена роль Прони Прокоповны. Как Вы относитесь к тому, что Вам – женщине привлекательной, предстоит играть эту малосимпатичную даму?

– Уже предвкушаю. Роль интересная, многогранная. Работы предстоит много. И это – самое захватывающее. Для меня каждая новая роль – вызов, проверка на прочность. Я универсальная актриса – мне интересны и комедийные, и трагические образы.

В чем секрет Вашего личного счастья?

– В работе, в семье, в зрителях. Ведь актер точно не может без публики, да и не нужен он никому без нее. И если зритель во время спектакля подумает: «Боже мой, у меня в жизни сейчас точно такая же тупиковая ситуация. А выход-то, оказывается, возможен!», если мы, артисты, кому-то поможем своей игрой, значит, не зря едим свой хлеб, значит, мы – счастливые люди.

АЛЕНА КАРАПЫШ

Більше на нашому каналі в  YouTube, та на сторінках у  Facebook, Instagram!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *