Как празднуют Пасху в разных регионах Украины

Окрепнуть духовно, объединить за собиранием и украшением пасхальной корзины целую семью, попробовать освященные блюда, вспомнить тех, кто уже не с нами. Такой является подготовка и само празднование одного из самых больших христианских праздников – Пасхи.

Сайт «24» собрал интересные предпасхальные и пасхальные традиции из разных областей, чтобы показать, какой разнообразной в культурном плане является Пасха. Уже сегодня, 13 апреля, у нас Чистый четверг.

Чистый четверг

На Гуцульщине к этому дню готовятся заранее. Еще в понедельник детвора посещает крестных родителей и стариков. Так «греют деда», извещая о том, что Пасха не за горами.

За такую добрую весть девочек и мальчиков угощают или кукуцами – булочками с выпеченными крестиками, или сладостями.

Сохранилась на Западной Украине и традиция перескакивать в этот день через костер, таким образом очищать тело и душу и набираться сил на год вперед.

А на Полесье до сих пор исполняют обычай с кадкой, которую готовят к замешиванию теста на куличи. Ее вымывают, накрывают полотенцем, подвязывают красной крайкой (тканый пояс – «24»), сверху на нее кладут деньги и ставят на столбики ворот, чтобы поднять выше к небу. Люди верят: когда взойдет солнце, то своими лучами благословит кадку. После хозяйки этой местности, а также Подолья, Галичины и Покутья берутся за не менее сакральный ритуал выпекания святого хлеба.

Если же говорить о делах бытовых, то в этот день стоит выбросить из дома хлам, а еще не занимать у кого-то или кому-то деньги.

Выпекание пасок

Говорят, что этот обряд хозяйка должна проводить одна, без чужих глаз. Среди разнообразия рецептов пасок находим и творожные, традиция выпекать которых сохранилась в Центральной и Восточной Украине.

В Чернобыльской зоне и на Полесье люди почтенного возраста, которым далеко ходить в церкви, выносят испеченный хлеб на улицу во время восхода солнца, чтобы оно благословило его.

Святое Воскресение

Ночь перед Пасхой наши предки считали магической. Говорили, что во время нее можно было отыскать сокровища. В руку надо было взять красное пасхальное яйцо, идти по дороге и когда оно в руке начнет нагреваться, то можно копать.

Еще в древности люди зажигали возле церквей костры и следили, чтобы они не гасли. Интересную традицию с костром устраивали в селе Чертовец, что на Покутье. Под тамошней церковью его раскладывали, в нем же сжигали мусор, а когда огонь горел все ярче, вокруг него становились парни.

Это создавало иллюзию библейского эпизода, когда апостолы грелись у огня, ожидая Иисуса.

В давние времена очень праздничным выглядел храм и в селе Котельва, что на границе Полтавской и Сумской областей. Там делали фонари, похожие на китайские, и вывешивали по периметру здания, а еще в каждом дворе и на деревьях.

Уже после литургии и праздничного завтрака возле храмов водят гаивки: детвора поет песни, взрослые кружатся в хороводе. Эта традиция прочно укоренилась на Львовщине, Тернопольщине и Ивано-Франковщине.

На Закарпатье в древности во время Пасхального воскресенья играми также не пренебрегали: на Хустщине «били блышки», а на Раховщине играли в «букурию». Сегодня же, после забав, закарпатский хозяин окуривает комнату ладаном. Если в семье есть девушка на выданье, то освященную паску ей кладут на голову, произнося: «Чтобы людям была величная, как эта паска пшеничная!».

На Яворовщине же за незамужними даже следят: ватаги парней ходят от дома к дому и поют девушкам песни, которые очень напоминают колядки.

Угощения

В народе вкушение освященных блюд называют разговением или разговинами. На Пасху, а также в понедельник и вторник, глава рода делит паску и яйцо на столько частей, сколько в семье людей. На Подолье, Волыни и Западной Галиции после такого обряда хозяин три раза обходит стол с миской, полной еды, чтобы были богатыми. Ни одной крошки освященного во время еды старались не уронить жители Восточной и Центральной Украины, чтобы маленькие крошки не достались мышам, которые якобы могут превратиться в летучих мышей, отведав их.

В такой величественный день за праздничным столом не стоит забывать об умерших родственниках. Например, на Херсонщине вместе с пасхальными блюдами на стол ставят «могилку», – тарелку, наполненную землей, в которой уже успели прорасти стебельки овса. Среди зеленых побегов помещали яйца: их кладут столько же, сколько в семье покойников.

Вода и пасхальные праздники

Сразу приходит на ум Поливальный понедельник. Традиция обливаться водой во второй день праздников берет свои корни еще с давних времен и сейчас распространена по всей Украине.

На Гуцульщине и Бойковщине родители девушек, которым доставались такие водные процедуры, еще и радовались. Приход поливальщиков означал, что надежда на замужество есть, поэтому приданое готовить можно. Магическое действие, якобы, имеет вода, в которую кладут монеты и два яйца, ею нужно умываются. Так программируют себя на то, чтобы и год был богатым, и красота цвела.

Автор: Юлия Девда