Как трио из Днепра покоряет Украину

В январе днепровская группа Vibe Trio, которая играет современный джаз, отметила свое двухлетие первым туром по Украине: дала три концерта в Киеве и по одному — во Львове, Тернополе и Днепре. «Вісті» расспросили бас-гитариста и одного из композиторов группы Сергея Артемова о туре и музыке коллектива.

КАЖДОМУ НАДО МЕСТО

— Сергей, почему выбрали такое название для коллектива?

— Звуки, так или иначе, влияют на человека, вводят его в какое-то состояние: кто-то слушает музыку и испытывает ностальгию, кто-то — тревогу. Мы пишем музыку, закладывая в нее ­какую-то концепцию, рисуя нужную картину. И это вводит слушателей в определенное состояние. Отсюда наше название: vibe — атмосфера, состояние.

— Два года назад Вы, клавишник Миша Лышенко и барабанщик Дмитрий Литвиненко создали Vibe Trio. До этого все играли в других коллективах, в которых и сейчас продолжаете играть и где встречаетесь друг с другом. Почему нужно одним и тем же музыкантам объединяться в разные группы?

—  Это всемирная практика. Просто джазовый музыкант — это как отдельная музыкальная единица, которая может вступать в различные коллаборации с разными музыкантами, и каждый раз получается что-то другое. Всех нельзя вместить в один проект, даже пускай нас, джазовых музыкантов, в Днепре немного — не уверен, что даже десяток наберется. Хотя бы потому, что концерт длится всего полтора часа, а одна тема может затянуться минут на десять, поэтому у каждого будет очень мало места. Вот и собираются разные проекты, у каждого — своя концепция и лидер.

— Музыка какого коллектива, в которых Вы играете, Вам ближе всего?

— Этого. На 100 процентов. Потому что здесь музыку пишем мы с Мишей, и я могу выражать свои музыкальные идеи так, как мне этого хочется. По крайней мере, на данный момент.

«ЗАВОЕВЫВАЕМ ПУБЛИКУ»

— Почему именно эти города вошли в первый тур?

— Это просто случайность: кто был готов нас встретить, к тому мы и поехали. Кто-то отвечал, что январь — не очень удачный месяц для выступлений, лучше повременить.

— Вы дали три концерта в Киеве, а в родном Днепре — только один. Почему?

— Просто Киев больше, там больше людей, больше потребность в зрелищах, в музыке. А здесь вся наша публика поместится в этой комнате (улыбается).

— Вы живете в Днепре, который все-таки остается провинциальным, но, наверняка, мечтаете делать музыку мирового звучания. Это возможно?

— Думаю, вполне.

— При каких условиях?

— Для этого нужно, прежде всего, финансирование.

— Чтобы писать музыку мирового уровня, Вам нужны деньги?

— Можно писать мировую музыку сколько угодно, но без финансирования ее никто не услышит. А писать можно, тем более сейчас, когда есть доступ к записям концертов. Конечно, если закрыться дома, то сложно. Нужно иметь и опыт игры с зарубежными музыкантами. Джазовая музыка — это язык, и чтобы говорить на нем, нужно общаться вживую с музыкантами, играть хотя бы на джем-сейшенах, постоянно отслеживать, кто и когда приезжает, ездить на встречи, концерты, фестивали в другие города. Если не играть, то хотя бы слушать, наполняться духом общения с живой музыкой и таким образом развиваться, расти. Хотя до недавнего времени я не задумывался о таких вещах, мечтал более приземленно: об этом туре, о том, чтобы поездить по Украине, охватить как можно больше городов. Но, естественно, надо заглядывать и дальше. Есть фестивали, в которых можно принять участие, нужно только «накопить» больше опыта, завоевать больше украинской публики, чем мы сейчас и занимаемся.

НАТАЛИЯ РЕКУНЕНКО