«Марс» приходит на помощь

Круглый год водолазы ГСЧС спасают человеческие жизни на воде. Зима – не исключение. Иногда трагично заканчивается рыбная ловля, прогулки по льду пешком или на транспорте… Корреспондент «Вістей» побывала в аварийно-спасательной части ГСЧС на Монастырском острове в Днепропетровске и узнала, какие происшествия случались зимой, как их можно избежать, а также о том, как героично поступают наши земляки.

ПО ТОНКОМУ ЛЬДУ

В этом зимнем сезоне у водолазов ГСЧС было меньше тревожных вызовов, чем в предыдущем. Один из наиболее резонансных случаев – история дедушки с внуком. «Первого января в Верхне­днепровске мужчина пошел на прогулку с шестилетним ребенком. Местом для досуга они выбрали замерзшую поверхность реки. В трех километрах от берега тонкий лед не выдержал – оба оказались в ледяной воде. Пенсионер вытолкнул ребенка и велел бежать за помощью. Однако помочь мужчине уже не успели…», – рассказал начальник части, лейтенант Максим Гриценко.
В том происшест­вии ребенок выжил. Но дети – одни из первых в группе риска. Они гуляют по льду со взрослыми, а то и вовсе без присмот­ра. Старший водолаз Олег Польща вспомнил о том, как несколько лет назад в областном центре в канале на Фрунзенском утонул пятилетний ребенок. Когда спросили у сотрудников кафе, которые сообщили о происшествии, почему не помогли ему выбраться из воды, услышали ответ: «Боялись утонуть сами».

БАТЮШКА – СПАСАТЕЛЬ

Но бывает, что люди без колебаний приходят на помощь. В начале года там же, на Фрунзенском канале в Днепропет­ровске дети провалились под лед. Из воды их вытащил сотрудник находящейся неподалеку АЗС Владимир Сергиенко. А в конце февраля в Кривом Роге тонущего рыбака спас настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери иерей Жовтневого района Георгий Гладыш. Он заметил утопающего, когда ехал на велосипеде на утреннюю службу. В то время как священник уже был в воде, местные жители подоспели с лестницей и веревкой, что помогло спас­ти рыбака.
Любители зимней рыбалки не меньше, чем дети, подвержены опасности. Хорошо, если человек подходит к организации своего хобби осознанно: не употребляет спиртное, не сверлит лунку вблизи множества других, и даже подстраховывает себя привязанной к дереву веревкой. Но чаще мерами пред­осторожности пренебрегают. Также бывает, что рыбак, чтобы защититься от ветра, устанавливает палатку. День-два люди не замечают, чтобы кто-то из нее выходил. А человек тем временем уже давно подо льдом. Случаются и казусы: оказывая помощь, спасатели слышат просьбу достать сначала ящик с уловом.

ПРОВОДЯТ ­БЕСЕДЫ

Спасти утопающего есть возможность лишь в радиусе территории, куда можно добраться максимум за десять минут. Зимой человек идет ко дну намного быстрее, чем летом. Причина не только в ледяной воде, но и в теплой одежде, которая, намокнув, в разы быст­рее тянет ко дну. Поэтому сотрудники ГСЧС регулярно проводят рейды и предупреждают людей о рисках. Однако на советы спасателей те реагируют по-разному. «На профилактическом мероприятии, которое проводили в январе, молодая мама с пятилетним сыном побеседовала со спасателями и зареклась от прогулок по льду. А ее подруга с грудным ребенком в коляске с упреком заявила: «Что это вы мне запрещать будете?» – рассказал Максим Гриценко.

ЭКСТРЕМАЛЫ НА БАЙКАХ

Трагичные случаи бывают и с велосипедистами, которые любят погонять по льду. Этой зимой на реке Самара 50-летний мужчина провалился под лед. По словам очевидцев, он выбрался из воды, разделся и еще несколько раз нырял за велосипедом. Однако к спасателям вызов поступил не сразу. Когда приехали, человек – уже окоченевший – лежал на льду.
«Еще одна история случилась пару лет назад. Два парня лет семнадцати дрейфовали на отколовшейся льдине, – рассказывает старший водолаз Олег Польща. – Был шанс перескочить, но молодые люди боялись оставить свои байки. Когда мы подошли к ним на катере «Марс-700», они попросили: «Снимите сперва велосипеды, иначе нас родители убьют».

НЕОБЫЧНЫЙ ТРАНСПОРТ

Было интересно подробнее узнать о плавсредстве, с помощью которого спасли велосипедистов. Начальник части Максим Гриценко пригласил пройти на причал, где можно было рассмотреть этот необычный транспорт. На воздушной подушке расположен салон, внутри – напоминающий автомобильный – руль, приборы управления, два кресла впереди и места сзади. Есть аптечка, надувные жилеты и спасательный круг. «Марс» может вместить минимум шесть человек. Внутри тепло – там такая же печка, как в обычной машине. Мощный двигатель запускает и обеспечивает работу большого пропеллера – движителя, позволяющего «Марсу-700» передвигаться по поверхнос­ти льда или воды.

ЖИЗНЕННОЕ ПРИЗВАНИЕ

Максим Сергеевич рассказал о специфике спасения людей с помощью «Марса-700»: «Иногда достаточно просто подать руку, и человек легко заберется на борт. Бывает, что льдина разрушается, приходится подходить к ней не один раз. В крайнем случае, бросаем плавучий тонкий трос с петлей и поплавками ярко-оранжевого цвета. Человек через голову надевает его на себя, прыгает в воду, а мы его вытягиваем».
Максимальная скорость на воде у «Марса» – 55 км/час, а по льду – в два раза больше. Такой транспорт в области один. От причала на Монастырском острове на «Марсе» можно добраться в любое доступное место, где нет дамб. А когда на спасение или поиск водолазы едут на авто, от берега по льду они передвигаются пешком, сложив снаряжение в надувную лодку или спасательный трап.
Спасатель Юлиан Шурай рассказал «Вістям» об особенностях зимней экипировки. «В холодную пору мы используем костюмы сухого типа. Они имеют воздушную подушку и термокостюм, что позволяет при активном движении сохранять тепло. Однако при длительном поиске зимой не обходится без переохлаждений», – пояснил он.
После общения с сотрудниками ГСЧС стало понятно, что нет трудностей, с которыми водолазы не способны справиться. Они рискуют собст­венной жизнью, преодолевают физические и моральные нагрузки. Непросто регулярно видеть боль людей и не принимать ее близко к сердцу. Потому-то в ГСЧС работают только те, чье призвание – спасать.

Екатерина ЧЕРЕДНИЧЕНКО,  ФОТО автора

Залишити відповідь