Маршрутки в Днепре: дороже, и с пересадками

Несмотря на еще недавние заверения градоначальников, в Днепре намечается очередное повышение цен на маршрутки. Заодно в городе одномоментно сократили несколько автобусных линий. И пока одни горожане подсчитывают, сколько теперь придется выкладывать на проезд из семейного бюджета, другие ломают голову — как вообще добираться на работу в условиях урезанной транспортной сети.

 

ПОВЫШЕНИЮ БЫТЬ

Тревожный звоночек для днепрян зазвонил в середине декабря, когда в мэрии вдруг затеяли очередную транспортную революцию, заявили об оптимизации маршрутных линий и даже торжественно подписали мораторий с перевозчиками. Подобные реформы, к беде горожан, чиновники затевают уже не впервые, снова и снова перекраивая по своему разумению маршруты и ликвидируя самые, по их мнению, бесполезные и ненужные. В нынешний раз в число ликвидируемых попали 33 маршрута, в том числе — странным образом и вполне рентабельные и пользующиеся спросом горожан направления. Другие же «слишком длинные» маршруты чиновники решили значительно сократить, оставив пассажиров перед выбором: либо добираться с окраин пешком, либо раскошеливаться на 2 маршрутки.

Правда, после возмущения и петиций горожан в мэрии поспешили оправдаться и заявили, что их неправильно поняли. Большинство из ликвидируемых направлений останутся, только получат новые номера либо будут вклинены в другие линии. В профильном департаменте мэрии даже пообещали разработать и обнародовать новую маршрутную схему. Но с этим пока оттягивают. Зато поспешили с новым решением, которым таки разрешили перевозчикам повышать тариф на проезд в маршрутках до граничных 7 грн. На исполкоме его приняли 20 февраля, — как водится, тихо и непублично. И хотя пока он еще официально не введен в законную силу, остается признать: подорожание — лишь дело времени. Вопрос только — как быстро, и ограничится ли повышение заявленной 1 гривной.

ПОЧЕМ ПРОКАТИТЬСЯ

Рентабельность маршрутных пассажирских перевозок — одна из самых спорных тем и предмет горячих дискуссий. Перевозчики настаивают — при нынешних расценках на ГСМ проезд должен стоить никак не менее 10-12 грн.

В ответ горожане крутят у виска и советуют в час пик проехаться  на маршрутке с калькулятором и подсчитать — сколько реально перевозят пассажиров набитые битком полуразвалившиеся автобусы-спринтера и колымаги-«богданы». Да и дизель в цене упал, так откуда такие неуемные запросы? «Я и так добираюсь на работу двумя маршрутками. Это почти полтинник в день — в давке и в вонючих автобусах. А теперь мне предлагают платить еще дороже? С такими расценками выехать, например, всей семьей в центр города на выходных — уже сто раз подумаешь. Так все жители окраин скоро станут «невыездными», а маршрутки останутся вообще без пассажиров», — возмущается жительница Днепра Татьяна.

То, что горожан можно перевозить гораздо дешевле, свидетельствует и рейтинг цен в крупных украинских городах, где даже после волны зимних подорожаний Днепр является одним из лидеров. Так, в Киеве проезд на основной массе маршруток до недавнего времени стоил 5 грн, с начала 2018-го подняли до 6. Во Львове после подорожания — 5 вместо прежних 4. И только в Одессе недавно подняли до 7 грн.

КОГДА ЖДАТЬ

В свою очередь, днепровские чиновники спешат успокоить: решение исполкома — пока лишь декларация о намерениях. Да и о тотальном повышении речь пока не идет.

«Документ еще должен получить соответствующую визу мэра и быть официально опубликованным на сайте горсовета. После этого перевозчики должны заключить дополнительное соглашение. С обязательным обоснованием тарифа. И только тогда будут изменены цены. Причем перевозчики должны оповестить об этом пассажиров не позднее, чем за 10 дней», — говорит директор департамента транспорта горсовета Игорь Маковцев.

То, что подорожание коснется отнюдь не всех маршрутов, уверен и городской активист-«транспортник» Иван Васючков. «Вероятней всего это будут длинные маршруты из отдаленных районов (Краснополье, Мирный, Игрень, Северный и т.д.). Решать будет департамент транспорта на основании тех данных, что у него есть. Кроме того, в Днепре 21 из 126 маршрутов ездят вообще без договоров. То есть, нелегалов — шестая часть от всех городских маршрутов. И на текущий момент оснований повышать стоимость проезда в них нет, т.к. допсоглашения по этим маршрутам подписать невозможно. Это № 109, 114, 76, 67, 27, 92 и другие «бездоговорные»,- уверен активист..

БЫЛ и НЕТ…

Правда, опыт жителей Слобожанского показывает — реформировать могут и без всякого предупреждения и допсоглашений. Просто утром нынешнего понедельника они вдруг обнаружили, что зря мерзнут на привычных остановках транспорта, и маршрутки к ним уже не едут. Как оказалось, профильный департамент в одночасье урезал до Совхозной самый популярный 115-й маршрут, связывающий пригород с центром Днепра, а заодно сократили 59-й и 116-й. А все потому, что в мэрии постановили: раз этот Слобожанский такой самостоятельный и никак не хочет официально  присоединиться к городу, — не будет у его жителей и общественного транспорта. Заодно, почему-то «подрезали» и сообщение жителей Фрунзенского, убрав 124-й и 115-й маршруты  и сократив 124-а только до подстанции.

И пока в мэрии упорно уклоняются от комментариев о законности таких процедур и отправляют в «бан» всех возмущенных, в городских маршрутках уже появились первые объявления о грядущем поднятии цен.

Елена ЕГОРОВА