Михаил Купранец: Органическая голубика становится одной из главных инвестиционных ниш в украинском агробизнесе
За последние несколько лет голубика превратилась из малоизвестной нишевой культуры в Украине в одну из основных ягодных культур, а отечественные производители стремятся войти лидеры крупных производителей голубики в Европе и мире. Ежегодно плантации голубики в нашей стране существенно увеличиваются, как сбор и экспорт этой ягоды в различные страны. В прошлом году в Украине было заложено несколько сотен гектар новых плантаций голубики. Как отмечают эксперты, по размеру площадей голубика обошла уже малину и занимает третье место среди ягодных культур, после черной смородины и земляники (клубники).
О тенденциях выращивания и экспорта этой культуры рассказал Михаил Купранец, владелец компании ООО «Грона Агро», которая занимается выращиванием экологически чистой, органической сельхозпродукции, в частности органической малины и голубики в Киевской области.
«Выращивание голубики молодое, но перспективное направление в украинском агробизнесе, которое только фактически начинает развиваться. Мировой тренд – органическая продукция, поэтому на внешних рынках готовы платить за украинские ягоды. На экспорт уходит большая часть голубики, преимущественно на переработку в соседние страны (Беларусь, Польшу и другие европейские страны). За последний год в натуральной форме экспорт вырос в 3,5-4 раза.
Наша компания также ведет переговоры с зарубежными партнерами в Великобритании и Германии по экспорту на этот и на следующий год голубики, выращенной без применения ядохимикатов и химических удобрений. В этом году планируем получить около 30 тонн этой ягоды. На зарубежных рынках ценится как экологичность, так и качество ягоды, а многие украинские производители пока не могут предоставить ягоды высокого класса. В той же Польше производители и переработчики внедрили высокие стандарты, поэтому положение их экспортеров будет более выгодным, нежели у новичков из Украины, однако это дело опыта и времени.
Кроме того, далеко не всем под силу организовать цепочку поставок, чтобы доставить свежую голубику в торговые сети Украины или соседних стран.
Выстраивая стратегию, в первую очередь производителям нужно думать о высококачественном продукте, совершенствовании технологий производства и эффективном сотрудничестве», – поясняет Михаил Купранец.
По его словам, на голубику растет спрос и внутри страны, но существенно медленнее, чем ее производство.
«Конкуренция на внутреннем рынке уже существенная, хотя потенциал для развития есть. Поэтому можно прогнозировать и существенное увеличение площадей под эту ягоду, прежде всего в областях, где есть благоприятные и оптимальные природные условия и почва – Житомирская, Волынская, Киевская», – полагает эксперт.
По словам Михаила Купранца, ягодный бизнес рентабельный, но необходимо вложиться в технику, систему орошения и закупку саженцев. От грамотной системы орошения зависит урожайность.
«Голубика, как и другие ягоды, относится к наиболее рентабельным культурам в сельхозпроизводстве. Но должно пройти 2-3 года, пока появятся первые результаты в виде дивидендов. До этого в основном будут только затраты. Но буквально на четвертый-пятый год голубика начнет давать хорошую прибыль. Вложенные средства вернутся через 4-5 лет с хорошей прибылью», – делится секретом собственник ООО «Грона Агро».
ООО «Грона Агро» занимается выращиванием органических культур в Полесском районе Киевской области. Площадь под выращивание ягод приблизительно 40 га.