Оксана Ботурчук: «На каждых Играх – разные эмоции»
Уроженка Никополя, легкоатлетка Оксана Ботурчук за 10 лет спортивной карьеры в составе паралимпийской сборной Украины завоевала семь медалей. Она – чемпионка Игр в Пекине, бронзовый и серебряный призер Лондонской Паралимпиады. В этом году легкоатлетка привезла из Рио две серебряные награды в беге на 200 м и 400 м. Оксана не только талантливая спортсменка, она – мама и студентка. О том, как удается все совмещать, каким спортом занимается ее дочь, что она чувствует после победы и как мотивировать себя на достижение цели, Оксана Ботурчук рассказала в эксклюзивном интервью «Вістям».
ЗАГРУЗКА – МАКСИМУМ
– Оксана, как пришли в легкую атлетику?
– В спорт меня и сестру привели родители еще в третьем классе. Мама занималась легкой атлетикой, а папа – самбо. Поэтому когда встал вопрос: куда отдать, доверили нас маминому тренеру. Это был мой первый вид спорта, и я влюбилась в него.
– Вы окончили школу с золотой медалью, занимались в «музыкалке» и ходили на тренировки. Как удавалось все совмещать?
– Это были 90-е, мама решила нас с сестрой максимально загрузить, чтобы мы не влезли в какие-нибудь сомнительные компании. У нас совсем не было свободного времени. Я уходила из дома в 7.45, а возвращалась в 20.00. Когда поступила в университет и переехала в Днепр, получалось очень легко учиться и тренироваться, потому что в школе была очень большая нагрузка.
– Не хотелось попробовать себя в другом виде спорта?
– Закрадывались такие мысли, но больше хотелось не в другом виде спорта, а, возможно, на других дистанциях. По конституции я подхожу для средних дистанций. Иногда думаю, возможно, стоило заняться ими. Но и здесь неплохо получается (улыбается).
ОБЩАЯ КОПИЛКА
– Для Вас это уже третья Паралимпиада. Какая была наиболее сложной?
– Наверное, лондонская, потому что в 2009-м я родила дочку, и когда поехала в Лондон, ей было 2 годика. Те мамочки, которые восстанавливались после родов, поймут, насколько сложно совмещать материнство и профессиональную спортивную деятельность. Тогда получила свою единственную бронзу, но для меня она – на вес золота, потому что вложила в нее очень много сил.
– Какие эмоции испытываете, выходя на старт?
– На каждых Играх – разные эмоции. В Пекине – мандраж, переживания. Впервые окунулась в атмосферу, когда полный стадион зрителей. На лондонской – другое состояние, боялась, восстановилась или нет, получится ли завоевать медаль. В Рио приехала уже взрослой спортсменкой. Этот олимпийский цикл прошел более стабильно. Был ряд стартов на чемпионатах мира и Европы, отовсюду привозила медали. Я получала максимальное удовольствие от участия в Играх, ощущала в себе силы бороться за награды. Мы почувствовали огромную поддержку со стороны государства, столько людей болело за нас. Это непередаваемые эмоции, они совсем не похожи на те, что на других паралимпиадах.
– Что чувствует спортсмен после победы?
– Радость, наверное, сравнимую с рождением ребенка (улыбается). Но это при условии, что получен высокий результат. Можно взять медаль, но быть недовольным итогом. В моем случае я показала лучшие результаты в своей карьере за все 10 лет в составе сборной, поэтому получила персональный рекорд, неимоверную радость и удовлетворение от того, что все пройдено не зря и правильно. Эти медали – для семьи, команды, тренеров, страны. Когда говорят, что наша сборная привезла 117 паралимпийских медалей, и ты знаешь, что в этой копилке есть твой вклад, это суперприятно.
ГЛАВНАЯ ПОМОЩНИЦА
– Как успеваете заниматься ребенком и спортом?
– Это очень тяжело. Но мы с мужем хотели ребенка, и когда встал вопрос о его рождении, то для себя решила, что буду больше мама, чем спортсменка. Если станет сложно совмещать, уйду из спорта. К моменту появления на свет дочери уже была чемпионкой и двукратной серебряной призеркой. Конечно, спортивную карьеру хотелось бы продолжать, но в атлетике я себя реализовала. К счастью, руководство пошло навстречу. Тренеры разрешили брать ребенка на сборы. Искали такие варианты размещения, чтобы дочка не мешала остальным спортсменам. Временами было физически и морально тяжело совмещать тренировки и материнство, но, думаю, мне это удалось.
– Дочка помогает на тренировках или в быту?
– Да, может поднести воды или обувь, чтобы переобуться. Если тренер стоит очень далеко, она действует как «звоночек» – говорит, когда тренер дает отмашку и можно бежать или сама идет к нему что-то передать. Дома мы вместе убираем, дочка вытирает пыль, по очереди моем полы. Она – моя помощница номер один.
– Отдадите ребенка в спорт?
– Она занимается с четырех лет, сама захотела пойти на фигурное катание, а с прошлого года начала параллельно заниматься дзюдо. Сейчас учится в первом классе, и мы предоставили ей выбор. Соня отдала предпочтение дзюдо, тренируется три раза в неделю. В семье растет маленький спортсмен (улыбается).
БОЛЬШЕ ТРЕНЕР
– Как проводите свободное время?
– С семьей, отдыхаю, очень люблю путешествовать. Мечтаю посетить как можно больше стран. Сейчас поступила в Запорожский национальный университет на факультет физической культуры, получаю второе высшее. По первому образованию я – психолог, окончила ДНУ им. Гончара.
– Кем планируете работать в будущем?
– Пока больше интересна тренерская деятельность, потому что в легкой атлетике я как рыба в воде, у меня большой практический опыт. Думаю, смогу больше реализоваться как тренер, нежели как психолог.
– Каким образом мотивировать себя на достижение целей?
– В первую очередь – понять, что ты действительно этого хочешь, но выбрать такой путь достижения цели, который будет приносить удовольствие. Да, могут быть неудачи, травмы и проигрыши, но любая неудача – это как опуститься на дно, чтобы оттолкнуться и выплыть еще быстрее.
АНАСТАСИЯ НЕФРЕТОВА, ФОТО НИКОЛАЯ ЛЫСЕНКО