Олег Белозор: «Найти инвестора только под идею невозможно»
Программист из Днепропетровска Олег Белозор в 22 года уехал в Канаду, где уже спустя три года основал собственный бизнес и первый стартап – сервис по генерации QR-кодов. Совсем недавно парень вместе со своими партнерами создал еще одну новинку. На этот раз проект представляет собой сервис для e-mail-рассылок. На его реализацию инвестор выделил 400 тыс. дол. О том, почему программист выбрал Канаду, чем отличаются украинские IТ-компании от иностранных, как найти деньги под проекты, Олег рассказал в эксклюзивном интервью «Вістям».
Разное восприятие
– Олег, прежде всего, поясните, что такое «стартап»?
– Это новый бизнес-проект, который создается небольшой командой людей. Они разрабатывают инновационную идею, неважно, применима ли она в сфере IT или в любой другой. Разница между обычным бизнесом и стартапом в том, что последний может очень быстро развиваться.
– Расскажите, в чем суть Вашего проекта?
– Он призван автоматизировать рутинную работу продавцов. Но не тех, которые работают в магазинах, а больших компаний, продающих что-то другим фирмам. Если раньше общение между бизнес-партнерами велось по телефону, то теперь все перешли в Интернет и пересылают друг другу письма. Наш проект автоматизирует их отправку. Например, есть 100 предприятий, с которыми другая компания хочет работать. Раньше, для того чтобы связаться с ними, необходимо было найти контакты людей, трудящихся там, и каждому персонально позвонить или написать письмо. Это отнимало много времени. С помощью нашего сервиса можно сразу отправить 100 писем, при этом каждое из сообщений будет выглядеть так, как будто оно написано не машиной, а человеком. Если кто-то не ответит, через три дня ему автоматически присылается еще одно. Таким образом, автоматизируется работа тех, кто занимается продажами, и экономится время.
– Некоторые люди, узнав о вашем проекте, пишут в комментариях, что это очередная программа для спама.
– Когда мы запустили проект, то на русских сайтах 90% комментариев были негативными – люди считали, что это спам. И только 10% – позитивные. На англоязычных сайтах – все наоборот: 90% пользователей считали, что это замечательная идея, и только 10% назвали программу спамом. В отличие от массовой рассылки, в нашей программе нельзя отправлять миллионы писем в день, тут стоят ограничения на 200-300 сообщений, а это – далеко не спам.
– Сложно было найти инвестора?
– Да. Сейчас инвестора ищут под уже готовый проект или бизнес. Найти инвестиции под голую идею невозможно. Надеяться на то, что кто-то тебе поможет, даст денег и тогда у тебя что-то получится – неправильно. Самый лучший способ получить инвестиции – построить бизнес, который работает.
Слишком просто
– Олег, как Вы начали увлекаться программированием?
– С детства. Это было интересно. В 16 лет, или даже раньше, начал самостоятельно осваивать программирование. В 19 – еще до того как пошел учиться в вуз – стал работать в этой сфере.
– Было трудно самостоятельно учиться?
– Раза четыре начинал и бросал. Я «стартовал» со сложного языка «С++», выучил основы, но не мог понять, как написать приложение, которое бы работало. И тогда обратился к программистам, спросил, что нужно учить. Один из них дал мне очень подробный ответ, который помог в дальнейшем.
– Почему решили создавать бизнес не в Украине, а за рубежом?
– Потому что там сложнее. Здесь слишком просто, а мне нравятся вызовы. К тому же рынок США – интересный, там инновации и деньги, чтобы их оплачивать. Здесь же можно сделать стоящий продукт, но клиента найти сложно. Кроме того, если ты сделал бизнес в Америке, проще расширятся в других странах, чем сделать то же самое в Украине и потом идти за рубеж.
Трудности перевода
– Почему Вы в свое время выбрали Канаду?
– В детстве хотелось поехать в Америку, работать там программистом и прилично зарабатывать. Но когда пришло время, стал анализировать и выбрал Канаду. Об этом не жалею.
– Какие сложности возникли после переезда туда?
– Сложнее всего давалось общение по телефону. Ошибка всех, кто едет в англоязычную страну, – уверенность в том, что они знают язык. Какой бы у тебя не был классный английский, ты приезжаешь и понимаешь, что его не знаешь. Изучая язык в школе или даже общаясь с клиентами, зачастую ты на самом деле не умеешь применять его в быту. Только через два года я смог нормально говорить по телефону. До этого либо меня не понимали, либо я не понимал, что мне говорят. Не менее сложным было продление визы, когда ты не знаешь – останешься в этой стране через полгода или нет.
– Приходилось ли привыкать к каким-то новым правилам в быту?
– Первые полгода я не мог наесться, еда была невкусная. Единственное, что нравилось – суши или тайская кухня. Потом мне посоветовали обратиться к одной украинской бабушке, которая делала еду на заказ. Она готовила для меня, и это спасло.
Работа на заказ
– Чем украинская сфера информационных технологий отличается от IT-отрасли за рубежом?
– У нас – это работа на заказ. У кого-то в Америке или Европе появляется идея, наши компании ее реализуют. Если идея оказывается удачной, основные деньги зарабатывает человек, который ее придумал, а наши айтишники получают деньги только за выполненную работу. Хотелось бы, чтобы украинцы делали свои продукты.
– Американцы нанимают наших программистов, потому что их работа дешевле?
– У них нехватка людей и они ищут профессионалов в других странах. Вторая причина – цена работы наших программистов. Она может быть намного меньше. Иногда человек может получать те же самые деньги, что и в Штатах, потому что он – профессионал. Сейчас с помощью Интернета в Украине можно зарабатывать больше, нежели находясь в США.
– Вы недавно вернулись из Канады в Украину, хотя многие наши соотечественники, наоборот, хотят туда уехать.
– Я считаю, что здесь лучше. Мне нравится моя страна, наша еда, люди. Если человек хочет безопасности, достойный работы и спокойной жизни – то ему Канада подойдет. Там хорошо, но скучно. Не знаю, может быть, в старости или когда у меня будет семья, мне захочется вернуться, но пока что интереснее здесь.
Анастасия Нефретова, фото из архива Олега Белозора