Островки и «полицейские»: в Украине — новые стандарты безопасности для пешеходов

С ноября на дорогах Украины должны появиться новые условия для обеспечения безопасности пешеходов. Если ранее в жилой зоне или на территории, прилегающей к школе, заставить водителей снизить скорость мог только «лежачий полицейский», то теперь это будут холмы, неровности и бордюрные расширения.

ФИЗИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ

Если ранее инженеры-строители дорог и коммунальники при ремонте покрытия руководствовались нормами государственных стандартов, принятых в 2006 году, то теперь на смену устарелым правилам пришел новый ГОСТ 2020 года. В прошлых государственных «правилах» говорилось об устройствах принудительного снижения скорости на дорогах, а в новом — про «средства успокоения движения». Если первый предусматривал для снижения скорости только наличие «лежачих полицейских» — небольших «горбов» на дороге, перед которыми водители значительно снижают скорость, чтобы не разбить автомобиль, то новый свод госстандартов предусматривает наличие на дороге не только «полицейских», но и приподнятых пешеходных переходов. Это когда на месте пешеходного перехода кладется еще несколько шаров асфальта и водитель опять-таки вынужден тормозить перед возвышенностью, чтобы не разбить машину. В итоге, на таком участке дороги ему легче будет двигаться с безопасной скоростью, чем регулярно давить на газ, а потом резко тормозить.

«Считается, что физические барьеры предупреждают нарушения и служат естественными контролерами движения, позволяя водителю сохранять постоянную безопасную скорость, а не менять ее», — говорит адвокат Майя Сергеева. Также предусматриваются наличие кругового движения, островки безопасности, бордюрные расширения и сужения полос. Часть из этого списка применялась и ранее.

«В Украине было разрешено обустройство только «лежачих полицейских». Эксплуатация всех остальных практик инженерами-проектировщиками автодорог происходила только на свой страх и риск», — пояснили в пресс-службе «Укравтодора». Сейчас же при ремонте или проектировании новой дороги инженеры обязаны будут учитывать новые правила безопасности.

ПРАКТИКА ШВЕЙЦАРИИ

Новый ГОСТ содержит в своей основе мировую концепцию «VizionZero». Эта программа была разработана и применена в Швейцарии в 1997 году. В ее основе — принцип «нулевой терпимости» к смертности и авариям на автодорогах. Ее концепция предусматривает, что ответственность за дорожную безопасность лежит, в первую очередь, на проектировщиках трасс, поскольку водитель за рулем может ошибаться, а пешеход принимает субъективные решения при переходе дороги. Инженеры-проектировщики дорог обязаны учитывать человеческий фактор еще на этапе строительства полос. Дорога должна быть не только безопасной, но и удобной для всех. Когда в Швейцарии была принята эта программа, смертность на дорогах уменьшилась в разы. После нее «VizionZero» заработала в Нидерландах, Великобритании, Канаде и США.

Так, в Днепре за последнее время уже были внедрены некоторые меры безопасности — приподнятые пешеходные переходы, круговое движение, дополнительные островки безопасности и установка отбойников.

«Я как автомобилист и специалист в этой сфере приветствую все нововведения. Они очень хорошо изложены в этом стандарте. Уже есть примеры его осуществления в нашем городе. Мы видим, как разделили Запорожское шоссе, набережную, пр. Малиновского, организовали пешеходные переходы в строго отведенных местах. В связи с этим там подняли лимиты ограничения скорости до 70 км/ч, что дало возможность увеличить транспортный поток. Это также благоприятно влияет на окружающую среду — чем меньше транспорта находится в минуту времени на дороге, тем меньше выбросов в воздух. Все это направленно на правильную организацию транспортных потоков», — сказал директор Днепропетровского научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра МВД Украины Владимир Коротаев.

ТАМАРА БЕЛКИНА